|
Борьба с фейк ньюз, и что с ней не так
Леонид Волков |
06.06.19
15:26:22 |
Я, как, наверное, многие в моем поколении, помню ту смесь разочарования, недоверия и изумления, с которой в начале 1990-х, после падения железного занавеса, мы, постсоветские школьники, узнавали, как и чему учатся наши сверстники в западных школах. Часто это были истории, рассказываемые с гротескным преувеличением, в духе задорновского "ну американцы, ну тупые!" – но факт оставался фактом: пока "мы" ловко решали квадратные уравнения, "они" еле-еле складывали дроби; пока "мы" выучивали столицы всех стран и даты всех сражений, "они" не могли на контурной карте отличить Италию от Испании (да что там! у "них", о ужас, вообще не было контурных карт!). "Они" занимались, с "нашей" точки зрения, очень странными вещами: в начальной школе вместо конкретных знаний типа таблицы умножения "им" преподавали штуки типа "не надо разговаривать с незнакомцами на улице", а в средней, пока "мы" разбирались с валентностью, Бойлем-Мариоттом и начинали программировать на Паскале, у "них" были какие-то школьные дебаты, лекции о том, как работают общественные организации, парламентаризм и политика – и какие-то совсем уж непонятные "проектные недели". "Мы" выигрывали, легко и непринужденно, все школьные олимпиады. Но почему-то "они" получали все Нобелевские премии. Теперь, конечно, я понимаю, что не было бы никакой трагедии, если бы решать системы линейных уравнений я научился не в восьмом классе, а позже, в университете, уже определившись с математической специализацией (все равно на первом курсе студентам-математикам преподают линейную алгебру с самого начала, уже не как набор приемов для заучивания, а как аксиоматическую теорию!) – зато в восьмом классе у меня был бы школьный турнир дебатов. О глобальном потеплении или о прививках. Теперь, конечно, мы жалеем, что очень многих наших соотечественников в школе просто не научили тому, как функционируют общественные институты, зачем нужны политики и политические партии, – и потому часто приходится торить дорогу по целине там, где в Европе накатанная лыжня. Теперь мы много думаем, как сделать так, чтобы в прекрасной России будущего убить всех зайцев сразу: чтобы система образования позволяла молодым людям и знания получать, и к жизни в современном мире и обществе подготовиться.
Так вот, вся история про фейк ньюз – сюда же. Современное общество – информационное, постиндустриальное. Информация – главная ценность. Умение работать с ней – главная компетентность. Инструментов для работы с информацией – великое множество. Общество, которое научит своих школьников тому, как проверять источники, и тому, как работает институт репутации ученых и экспертов, – победит фейк ньюз много быстрее, чем общество, которое будет упорно портить интернет штрафами и цензурными фильтрами.
https://meduza.io/feature/2019/06/06/borba-s-feyk-nyuz-i-chto-s-ney-ne-tak