root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книгиМедицина

Сальпингоотит (salpingootitis)

Патология евстахиевой трубы настолько тесно связана с патологией барабанной полости, что их следует рассматривать только во взаимной связи. В норме евстахиева труба закрыта благодаря прилеганию стенок друг к другу в перепончато-хрящевом отделе и открывается при акте глотания, зевания, выполняя свою вентиляционную и дренажную функции.

Длительная (патологическая) непроходимость трубы сопровождается, как правило, либо транссудативным выпотом в барабанную полость, либо катаральным сальпингоотитом.

В первом случае мы имеем дело с явлениями асептического воспаления. При серозном сальпингоотите наблюдается воспалительный процесс, вызванный слабо вирулентной инфекцией.

Обе эти формы фигурируют как самостоятельные единицы, но могут быть и начальной стадией гнойного процесса – серозная форма воспаления нередко переходит в гнойную.

Наиболее частой причиной возникновения непроходимости евстахиевой трубы в детском возрасте являются аденоиды. Увеличенная носоглоточная миндалина и, особенно, трубная могут полностью закрыть носоглоточное отверстие трубы, что, как правило, и наблюдается при катаральном воспалении носоглотки. Непроходимость трубы может быть обусловлена хоанальными полипами и гипертрофией задних концов раковин, не говоря уже об опухолях носоглотки.

В механизме возникновения непроходимости существенное значение имеет не только сдавление носоглоточного отверстия трубы, но и припухание слизистой оболочки ее, на которую воспалительный процесс легко переходит со стенок носоглотки. Особо следует подчеркнуть важное значение в патогенезе сальпингоотитов воспаления придаточных пазух носа, часто сопровождающегося истечением гнойного секрета по боковой стенке носоглотки.

При быстром спуске на самолете может возникнуть аэроотит с серозно-кровянистым выпотом в среднем ухе, причем в механизме развития его существенную роль играет патологическое состояние евстахиевой трубы.

При непроходимости трубы нарушается ее вентиляционная роль. Часть воздуха всасывается из барабанной полости, и при этом в ней создается пониженное давление. Оно отчасти компенсируется более сильной втянутостью барабанной перепонки. При длительном и достаточно интенсивном разрежении воздуха наблюдается венозный стаз в слизистой оболочке евстахиевой трубы, барабанной полости, а также гиперсекреция слизистых желез и выпот транссудата в полость среднего уха, т. е. наступает начальная стадия асептического воспалительного процесса.

Основной жалобой больных сальпингоотитом является заложенность одного или обоих ушей и понижение слуха, иногда – ощущение жидкости и булькания в ухе, усиливающиеся при форсированном сморкании. Нередко наблюдается аутофония. Последнюю следует отличать от той аутофонии, которая наблюдается при зиянии пораженной атрофическим процессом трубы. При самостоятельном выделении транссудата через трубу сразу же наступает улучшение слуха, причем больной в это время слышит свистящий звук. При отоскопии отмечается патологическая втянутость барабанной перепонки, характеризующаяся следующими признаками: короткий отросток молоточка резко выступает в слуховой проход, рукоятка молоточка занимает более горизонтальное положение и отоскопически кажется укороченной. Световой рефлекс либо совершенно исчезает, либо меняет место и форму в зависимости от силы втяжения и податливости отдельных частей барабанной перепонки. В зависимости от соотношения количества воздуха и жидкости в барабанной полости иногда виден мениск в виде тонкой линии. При наклонах головы уровень мениска изменяется. В области пупка эта линия поднимается кверху, что объясняется большим поверхностным натяжением жидкости – транссудата. Дальнейшее накопление транссудата в барабанной полости приводит к выпячиванию перепонки. При удачной катетеризации евстахиевой трубы воздух проникает в барабанную полость и определяется в ней при отоскопии в виде круглых пузырей; при этом через отоскоп слышны влажные шумы.

Тугоухость при сальпингоотите обнаруживает черты поражения преимущественно звукопроводящего аппарата. На аудиометрической кривой имеется почти равномерное снижение слуха на низкие и высокие звуки, иногда более выражена басовая глухота. Слух обычно понижается в среднем на 20—30 дб.

Лечение. Предсказание тем благоприятнее, чем раньше будет начато лечение. В острой стадии оно состоит в применении антибиотиков, сульфаниламидов, салицилатов, витаминов. Хорошие результаты в смысле уменьшения секреции желез дает атропин.

Рекомендуется энергичное лечение носа и придаточных пазух носа и носоглотки при помощи сосудосуживающих (Sol. ephedrini hydrochlorici 1—2% на физиологическом растворе) и противовоспалительных средств. Когда острые явления со стороны верхних дыхательных путей стихнут, применяют систематическое продувание ушей, а также ультрафиолетовые и инфракрасные (тепловые) лучи. В случаях стойкого сужения можно испробовать осторожное бужирование трубы, а при гипертрофии трубных миндалин – оперативное удаление их. Некоторые авторы сообщают о хороших результатах от местного (в области устья трубы) применения радиоактивных веществ, проводимых на стержне в специальной трубочке; последний метод не может быть рекомендован для широкого использования, так как требует специального опыта и большой осторожности (он оправдан лишь при неудаче упомянутых выше способов).

При длительном существовании сальпингоотита может наступить атрофия барабанной перепонки, которая наподобие неэластичной тонкой мембраны тесно облегает структуры внутренней стенки барабанной полости (четко вырисовываются, например, стремя и мыс).

Из изолированных патологических состояний евстахиевой трубы следует назвать необычное зияние ее, которое наблюдается при резких атрофических катарах верхних дыхательных путей, при истощении (исчезновение жира из стенок трубы), а иногда при развитии рубцов в окружности трубного отверстия (например, при сифилисе). При этом отмечается неприятное резонирование голоса – аутофония. Лечение – усиленное питание и борьба с атрофическим состоянием слизистых оболочек.

Ушные шумы трубного происхождения. Наблюдаются клонические и тетанические судороги мускулатуры евстахиевой трубы, которые сопровождаются субъективными, а иногда и объективными шумами. Некоторые лица могут вызвать эти сокращения мышц произвольно.

Лечение. Внутрь – седативные средства. Массаж шеи между сосцевидным отростком и нижней челюстью. Целесообразно объяснить больному происхождение шума.

Серозный сальпингоотит (tubotympanitis, otitis media serosa seu catarrhalis). Если при закупорке евстахиевой трубы имеется слабовирулентная инфекция, то в среднем ухе накапливается экссудат – мутноватая жидкость, содержащая гнойные тельца. Это же может происходить и без закупорки евстахиевой трубы – при попадании инфекции через трубу, при наличии инфекционных процессов в носу и придаточных пазухах, в носоглотке и тонзиллах. Внесение инфекционного материала (бактерий, вирусов) нередко происходит при усиленном сморкании или промывании носа во время острого насморка или при озене, а также при купании. Особенно неблагоприятным моментом является нарушение нормальной жизнедеятельности слизистой оболочки евстахиевой трубы, в частности функции мерцательного эпителия: например, при атрофических катарах, при гриппозной инфекции, так как этот вирус избирательно поражает мерцательный эпителий верхних дыхательных путей. Нарушение защитной функции слизистой оболочки наблюдается также при сенсибилизации организма (например, у лиц, страдающих сенной лихорадкой). Реакция слизистой оболочки среднего уха на внедрение инфекции проявляется в расширении сосудов, застое крови, и лимфы, образовании экссудата, содержащего белок (альбумин и фибрин), выхождении из сосудов лейкоцитов и лимфоцитов.

Симптомы заболевания в основном те же, что и при наличии транссудата: шум в ушах, заложенность их, понижение слуха, которое здесь иногда бывает выражено более сильно. Обычно вначале боли не слишком сильные; наблюдается лишь небольшое повышение температуры тела.

Отоскопически в острой стадии определяется диффузное покраснение барабанной перепонки, стертость опознавательных пунктов. В дальнейшем краснота становится блеклой. Понижение слуха по типу поражения звукопроводящего аппарата. В носу нередко обнаруживаются полипы, гипертрофия раковин, симптомы заболевания придаточных пазух. Проходимость евстахиевой трубы часто оказывается нарушенной.

Лечение. То же, что и при трубном отите с транссудацией: в острой стадии заболевания при болях в ухе – 5% карболглицериновые капли; в хронической – диатермия области уха, пневмомассаж барабанных перепонок; при образовании спаек в результате слипчивого воспаления – разрез барабанной перепонки с продуванием ушей, вибромассаж барабанной перепонки.

Наиболее частым осложнением серозного сальпингоотита является переход его в гнойный, а при хронических и повторных катарах – переход в хронический адгезивный процесс с большей или меньшей потерей слуха.