root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книгиПсихология

Внутренний и внешний миры

Мы рассмотрели вопросы потребностей и мотивов. Но для понимания деятельности, в особенности человека, этого недостаточно. Мы понимаем, чем побуждается активность человека, но пока не знаем, как она реализуется. Для понимания этих вопросов, нам необходимо рассмотреть основополагающие понятия цели и смысла. Но их невозможно до конца осознать без четкого представления внешнего и внутреннего мира человека. Поэтому, именно этими вопросами мы и займемся в первую очередь в этом выпуске рассылки.

Внешний мир и картина внешнего мира

Что такое внешний мир

На первый взгляд с внешним миром все понятно. Это совокупность всех тех предметов и явлений, которые окружают организм (владельца психики), выделяющий сам этот внешний мир, точнее отделяющий себя от него. Но на самом деле, это не совсем так. С точки зрения психики внешний мир это не то, что окружает организм, а то, что предоставляют возможности самого организма по отражению объектов и явлений окружающей действительности, в которых он находится.

Таким образом, сам по себе внешний мир существует независимо от организма, живет по своим законам, обладает своими объектами и внутренними взаимосвязями между ними. При этом психика организма отражает не все взаимосвязи внешнего мира, а лишь какую-то их часть, доступную органам восприятия самого организма. Именно это отражение и есть то, что воспринимает организм о внешнем мире. Другими словами это те данные об окружающей действительности и состоянии внутренних органов организма, которые предоставляют органы чувств самого этого организма. В нашей терминологии это набор чувственных элементов психики, отражающих текущие (соответствующие данному моменту времени) внешние условия.

С другой стороны, сам организм является элементом внешнего мира. Он уже встроен в этот мир и подчиняется его законам. Он перемещается в нем, осуществляет какие-либо свои жизненные функции, вступает в определенное взаимодействие с другими объектами этого внешнего мира. В нашей терминологии это наборы деятельных элементов психики, отвечающих за типовые (видовые) реакции организма в окружающей действительности. Любое существо, как конкретный вид внешнего мира, уже встроено в сам это внешний мир, и его видовые реакции (безусловные рефлексы) сами являются элементами (взаимосвязями) этого внешнего мира.

Естественно, сам внешний мир и его частичное отражение всегда различны. Что-то органы чувств воспринимают, что-то нет, а какие-то взаимосвязи, реально существующие во внешнем мире и оказывающие на него влияние, организм вообще не в состоянии воспринять.

Что бы разделять в дальнейшем эти понятия мы будем различать понятия “мир” и “картина мира”. Само понятие картина означает отражение чего-либо. Отражение какого-либо реально существующего пейзажа или отражение внутреннего образа творца. В любом случае картина всегда вторична. Это огрубленное представление какого-то не зависимого объекта, являющегося первичным, по отношению к картине.

С учетом сказанного, мы определяем "внешний мир" как первичную отражаемую субстанцию, окружающую организм. Это цельный, независимый мир, во всем его многообразии (мир в себе). Внешний мир один и един для любого организма, обитающего в нем.

Субъективное, видовое отражение внешнего мира психикой организма (на основе набора чувственных и деятельных элементов психики, характеризующих организм как вид) мы назовем картиной внешнего мира.

Картина внешнего мира

Внешний мир относительно устойчив и стабилен, в смысле существующих в нем объектов, взаимосвязей и действующих в нем законов. Его динамика может проявляться только на больших промежутках времени. Например, небесспорная теория эволюции.

Картина внешнего мира индивидуальна и динамична. Она всегда лишь текущее отражение внешнего мира в чувственно-деятельной сфере психики организма. Она всегда привязана к текущему моменту времени. Картина внешнего мира, есть связующее звено психики организма и окружающей действительности. Именно в ней заключается характеристика владельца психики, как элемента внешнего мира.

Другими словами, картина внешнего мира это часть чувственно-деятельной сферы психики организма, отражающая картину внешнего мира. Эта часть с одной стороны принадлежит психике самого организма, с другой является элементом внешнего мира, характеризующим сам организм и его взаимосвязи с объектами окружающей действительности. Это граница между организмом и внешним миром. Кому принадлежит граница? Им обоим.

Итак, объектами картины внешнего мира являются комплексы данных, поступающие от органов чувств организма, отражающие конкретный предмет или явление внешнего мира. Обобщенных данных в картине внешнего мира быть не может. Ее объекты всегда конкретны. Два стола, произведенных на одной и той же фабрике всегда различны и всегда будут отражаться на картине внешнего мира как различные не связанные между собой объекты, не имеющие общих параметров.

Условимся на будущее, что когда мы говорим "внешний мир", мы по умолчанию имеем в виду "картину внешнего мира". Если же в нашем рассмотрении мы будем говорить о самом внешнем мире, мы будем оговаривать это в каждом случае отдельно.

Внутренний мир и картина внутреннего мира

Что такое внутренний мир

Мы определили, что такое внешний мир и картина внешнего мира. Мы также уже знаем, что картина внешнего мира жестко привязана к текущему моменту времени (к настоящему). Для уровня развития червя, этой картины вполне достаточно. Существо этого уровня психики живет только настоящим. Деятельные элементы психики (у червя это реакции организма на уровне безусловных рефлексов) инициируются непосредственно изменениями картины внешнего мира. Для организма этого уровня внутреннего мира просто нет, он не существует. На этом уровне полностью отсутствует индивидуальность. Каждое существо уровня червя “анализирует”, “распознает” и соответственно “реагирует”, как и любое другое аналогичное. Все его действия полностью определяются его видом. Оно всегда такое же, как и все остальные.

Но мы также знаем, что этого уровня для описания даже животного уже не достаточно. Животное в течение своей жизни набирает опыт, осуществляет выработку в себе условных рефлексов. Оно уже в состоянии запоминать и распознавать определенные элементы картины внешнего мира и ставить им в соответствие, индивидуальные реакции своего организма. Уже на этом уровне анализ, распознавание и реагирование осуществляется в большей степени индивидуально, а не соответственно виду.

Таким образом, первый вывод который мы делаем, внутренний мир, в отличие от внешнего, индивидуален. Что же может являться элементом этого мира? Прежде всего, это индивидуальный жизненный опыт, хранящийся в психике.

Внутренний мир в отличие от внешнего не дан существу по рождению. Он формируется и наполняется посредством жизненного опыта, то есть в процессе познания. На сегодняшний день мы можем выделить два основных пути познания. Путь чувственного познания, то есть в соответствии с данными, поставляемыми чувственными и деятельными элементами психики, в том числе познание нирваны и путь интеллектуального познания, или путь логики. Таким образом, элементы внутреннего мира в первую очередь относятся к интеллектуально-чувственно-деятельной области.

Но эта область во многом едина для большинства существ одного вида. Чувственные и деятельные элементы, соответствуют виду организма, и хотя условные рефлексы и индивидуализируют организм, во многом он такой же, как и все остальные.

Интеллектуальная сфера также живет по определенным единым и общим законам. Вспомним хотя бы, что такое логика и ее законы, которые никто не отменял. В чем же тогда заключается личностная индивидуальность элементов внутреннего мира? В первую очередь в их личностно-эмоциональной окраске. То есть элементы внутреннего мира, кроме прочего, должны лежать еще и в области эмоций.

Единственными элементами, соответствующими перечисленным параметрам, являются образы. Чувственно-деятельное отражение образов связывает их с окружающей действительностью, логическое обоснование, устанавливает связи с другими элементами внутреннего мира, эмоциональное отражение образов, выражает Ваше личное отношение к нему, Вашу индивидуальность.

Взаимосвязь внешнего и внутреннего миров

Итак, внутренний мир, это мир идеальных элементов психики. Интеллектуальное отражение образа (идеального элемента психики), как мы знаем, это набор понятий или знаний индивида, не имеющих непосредственных взаимосвязей с окружающей действительностью. Иначе это были бы не идеальные, а чувственные или деятельные психические элементы. А их набор отражал бы одну из возможных картин внешнего мира.

Вместе с тем, некоторые образы, как объекты внутреннего мира должны отражать объекты окружающей действительности. Иначе произойдет раздвоение психики. Внутренний мир не будет иметь связей с внешним. Оба мира не смогут ничего знать о своем существовании. Они будут полностью отделены друг от друга. Следовательно, в психике должны существовать какие-то связи, отражающие взаимосвязь между внешним и внутренним мирами.

Например, понятие стол, как элемент внутреннего мира. Мы знаем некоторые параметры, характеризующие это понятие. Скажем это доска/доски, положенные на ножки. И доска и ножки, это также идеальные понятия, но они имеют определенные косвенные связи с внешним миром. Так доска, это нечто обладающее вполне конкретной формой, структурой, цветом, весом и так далее. То есть некими данными, поставляемыми нам органами чувств. Конкретный набор таких данных, как элемент картины внешнего мира, будет выражать вполне конкретную доску.

Если же Вы постараетесь представить себе доску, или хотя бы выразить это понятие словами, вы постараетесь отобразить объект внутреннего мира, на чувственно-деятельной сфере Вашей психики. Например, доска, это предмет, прямоугольной вытянутой формы, шероховатая на ощупь, среднего веса, легко рубится, стругается и так далее. Я не столяр и на этом мои познания древесины заканчиваются, но суть, надеюсь, понятна. Элементы внутреннего мира являются обобщающими понятиями картины внешнего мира. Они не несут конкретики, они общи. Поэтому, конкретную доску, как объект картины внешнего мира, можно разложить по полочкам или координатам объекта внутреннего мира. Примерно, я попытался это сделать с понятием “стол” в меру своих способностей и знаний.

Таким образом, некоторые элементы картины внешнего мира (например, данные от анализаторов кожного покрова пальцев) могут выделяться из общего потока поступающих данных, обобщаться, классифицироваться и становиться объектами внутреннего мира, на основе которых в последующем возможно построение образов. То есть образы имеют взаимосвязи с картиной внешнего мира, но косвенные, выражающиеся посредством неких обобщающих параметров, свойственных многим объектам внешнего мира.

Итак, образ, как элемент внутреннего мира состоит из набора неких обобщающих параметров, которые не несут конкретных данных о реально существующих объектах внешнего мира. На основе этих параметров возможна лишь классификация объектов окружающей действительности. Вместе с тем, посредством отражения этого набора на чувственно-деятельной сфере психики, образы получают некое отражение в терминах и параметрах объектов картины внешнего мира.

Отражение объектов внутреннего мира на чувственно-деятельной сфере может иметь эклектический набор свойств каких-либо реально существующих объектов, но само по себе, в комплексе, никогда не будет отражать реально существующий объект окружающей действительности. Его там просто нет.

Итак, посредством отражения на чувственно-деятельной сфере реальных объектов внешнего мира (картина внешнего мира) и объектов внутреннего мира (картина внутреннего мира) в одних и тех же параметрах и характеристиках осуществляется взаимосвязь внутреннего и внешнего миров. При этом чувственно-деятельная сфера психики является границей разделяющей и объединяющей эти миры.

Элементы внутреннего мира

Мы рассмотрели элементы внутреннего мира, соответствующие реальным объектам внешнего мира. Но среди идеальных элементов психики, существуют и другие объекты, вообще оторванные от внешнего мира. Например, такие понятия как наука, знания, теория, да и само понятие “понятие”. Никто их не видел, не ощущал, не слышал. Они полностью оторваны от картины внешнего мира, вообще не имеют с ней взаимосвязей. Их можно только осознать, посредством умственных действий. Другими словами логики. Это связи интеллектуальной сферы образов.

Нам осталось рассмотреть эмоциональную сферу внутреннего мира. Мы не будем сейчас вдаваться в теорию вопроса эмоций. Отметим только, что эмоция есть определенный набор неких чувственных элементов, оторванных от анализаторов внешнего мира. Их возбуждение не связано с какими-либо изменениями во внешнем мире и не связано непосредственно с самими элементами внешнего мира.

Вместе с тем, эмоции оказывают огромное, чаще всего ключевое влияние на всю чувственно-деятельную область психики человека. Это та область, которая выделяет индивидуальность даже в самых типовых, обобщенных ситуациях. Именно здесь, в эмоциональных проявлениях прячется личность.

Таким образом, внутренний мир есть набор всех вышеперечисленных объектов психики и их взаимосвязей. Другими словами это все, о чем человек имеет хотя бы и элементарное понятие. Это все его знания, чувственные, логические, эмоциональные и деятельные, полученные им в течение жизни. Внутренний мир, как и внешний относительно статичен во времени, но в отличие от него индивидуален, а не всеобщ.

Что такое картина внутреннего мира

Итак, внутренний мир, как мир идеальных объектов, ограничивается только возможностями психики. Они огромны, но не безграничны. Именно эти ограничения не позволяет психике одномоментно учитывать все существующие элементы и взаимосвязи внутреннего мира. В каждый конкретно момент времени, психика "работает" с достаточно узким набором элементов. Именно они участвуют в анализе текущего момента, и именно они учитываются при анализе ситуации, взаимодействии с внешним миром и принятии решений. Меняется ситуация, меняется и набор учитываемых элементов. Это как бы фокус психики, ее точка сборки, актуальная область.

Отражение этой области на чувственно-эмоциональную сферу мы назвали картиной внутреннего мира. Как и картина внешнего мира, она динамична и соответствует текущему моменту времени. Часть чувственно-деятельной сферы психики, отражающая текущую картину внутреннего мира, является также элементом самого этого внутреннего мира. Это как бы щупальца внутреннего мира, посредством которых, владелец психики имеет возможность представить, прочувствовать, вообразить себе объекты внутреннего мира, в характеристиках мира внешнего.

Мыслить необходимо образами, но представлять их возможно только посредством отражения их реальных свойств, в терминах познания внешнего мира. Закройте глаза, представьте себе лес, стволы деревьев, кустарник, трава, легкий ветерок, послушайте шум листвы, закиньте голову вверх и представьте себе голубое небо. Все это сделать, при должной сноровке легко. Это может каждый. Образ леса, раскладывается по ощущениям, которые Вы воспринимали когда-то. Вы реально видите, чувствуете, ощущаете… хотя находитесь в кресле Вашей квартиры. Это не какой-то конкретный лес и его восприятие, это представление, отражение Вашего образа леса, как элемента внутреннего мира, на чувственно-деятельной сфере.

Таким образом, на чувственно-деятельной сфере, являющейся границей между двумя мирами мы можем выделить как минимум две самостоятельные, независимые области, отражающие внешнюю и внутреннюю картины миров.

Внутренние миры

Внутренний мир животного

Мы уже знаем, что индивидуальность существа, находится в его внутреннем мире. Внутренний мир это мир психических элементов. Животное не обладает способностью оперировать идеальными элементами. В соответствии с этим у него нет будущего. На уровне животного, существо может жить только настоящим и прошлым.

Настоящему соответствует картина внешнего мира и видовая характеристика существа (безусловные рефлексы). В соответствии с этим, прошлому животного может и должен соответствовать только внутренний мир. Индивидуальность животного заключается в наборе сформированных у него условных рефлексов. Следовательно, внутренний мир животного, это мир условных рефлексов.

Так как идеальных элементов в психике животного нет, инициирующим элементом любого рефлекса может быть только какой-либо элемент чувственно-деятельной сферы, многократно выделяемый и распознаваемый существом из калейдоскопа всех данных, поступающих от органов чувств. Другими словами это спектр потока поступающих от органов чувств данных, соответствующий какой-либо ситуации.

Ситуации, соответствующие врожденным (безусловным) рефлексам, распознаются на уровне картины внешнего мира. Приобретенные в течение жизни знания формируются и распознаются как бы в надстройке над картиной внешнего мира, хранящей опыт прошлого (ранее пережитые и запомненные комплексы ощущений). Эта надстройка лежит в чувственно-деятельной сфере и соответствует индивидуальному чувственному опыту прошлого животного, внутреннему миру животного.

Под действием, мы понимаем тот или иной деятельный элемент психики (навык или умение) выработанный животным ранее. Сам по себе деятельный элемент состоит из последовательности простейших видовых реакции организма. Это также надстройка над безусловными рефлексами, соответствующими картине внешнего мира, входящая в чувственно-деятельную сферу психики животного.

Выработке и формированию навыков и умений, как у людей, так и у животных посвящены горы макулатуры, и мы более не будем останавливаться на этом вопросе. Навыки и умения это индивидуальный деятельный опыт животного, также относящийся к внутреннему миру.

Дуги соответствий связывают чувственные и деятельные элементы в единое целое, в выработанный условный рефлекс. Начало, конец, а соответственно и сама дуга рефлекса лежат в той же чувственно-деятельной сфере животного. При этом эта связь всегда однозначна. Формирование такой устойчивой связи, собственно говоря, и есть процесс формирования условного рефлекса.

Каждому набору поступающих данных (инициирующий элемент), соответствует всегда одна дуга и однозначное действие животного. Таким образом, психика животного хранит все наборы данных, соответствующие различным ситуациям внешнего мира (включая данные от внутренних органов), пережитым им в прошлом и последовательностям действий, полученным в процессе научения. Все эти наборы индивидуальны, различны и не зависимы. При распознавании набора срабатывает условный рефлекс (как элемент картины внутреннего мира), в обратном случае, безусловный (элемент картины внешнего мира).

Таким образом, все элементы внутреннего мира животного находятся на чувственно-деятельной сфере. Там же где находится и картина внутреннего мира. То есть сама по себе картина внутреннего мира животного, есть ничто иное, как некая актуальная в данный момент времени область внутреннего мира. При этом картина внутреннего мира является как бы надстройкой над картиной внешнего мира, разрывающей однозначные связи безусловных рефлексов.

Итак, внутренний мир животного, это мир элементов чувственно-деятельной сферы его психики, соответствующих приобретенному опыту прошлого. Картина внутреннего мира животного есть набор актуальных в данный момент времени условных рефлексов (область внутреннего мира), на основе которого осуществляется распознавание, и действия животного в данный момент времени.

При этом животное не в состоянии самостоятельно актуализировать те или иные рефлексы, то есть затормозить или наоборот активировать часть из них. Картина внутреннего мира, как актуализированная область психики животного, перемещается по его внутреннему миру (набору выработанных ранее условных рефлексов) под управлением исключительно внешних условий. Тем самым животное является рабом внешних условий.

Как мы говорили в предыдущем выпуске, потребность это рассогласование между внешними условиями и внутренним состоянием. Внешние условия отражаются на картине внешнего мира. Внутреннее состояние на картине внутреннего мира.

Так, например, чувство голода естественно отражается на картине внутреннего мира. Каждое животное даже одного вида удовлетворяет эту потребность по-своему. Кто-то на помойке, кто-то в миске. То есть на уровне условных рефлексов. Удовлетворение чувства голода возможно посредством наполнения желудка пищей, то есть наличия пищи и процесса ее переваривания. Этот процесс отражается уж на картине внешнего мира. Отсутствие пищи в желудке вынуждает животное ткнуться в миску носом (условный рефлекс), с другой стороны пищи там нет (запах то отсутствует, слюна не выделяется). Конфликт между картинами ведет к инициализации действий животного, направленных на поиск пропитания.

Внутренний мир человека

В отличие от животного, психика человека имеет возможность оперировать с идеальными элементами. То есть человек, обладает полноценным внутренним миром и в состоянии отделить его от картины внутреннего мира. При этом посредством появляющихся связей между внутренним миром и его картиной, идеальные элементы, также как и чувственные, получают возможность инициировать деятельные психические элементы, приводящие к реализации каких-либо действий. Таким образом, появляется возможность осуществления действий, без непосредственной инициализации их из внешнего мира (участия чувственных элементов психики). Или другими словами по собственной прихоти.

У человека, между инициирующими и деятельными элементами рефлексов, вместо однозначной дуги чувственно-деятельной сферы, появляются две дополнительные связи. Одна от картины внутреннего мира (чувственно-деятельная сфера) к внутреннему миру (мир идеальных объектов), другая обратно, из внутреннего мира к его картине. Эти связи полностью разрушают рефлекторную однозначность, так как идеальные элементы психики, в отличие от рефлексов, многозначны. Один и тот же инициирующий элемент, может вызывать различные реакции организма. Человек получает возможность действовать самостоятельно в отрыве от текущей ситуации внешнего мира.

Появление дополнительных связей с внутренним миром в рефлекторной цепи предоставляет человеку возможность блокировки непосредственных, витальных реакций организма на внешние раздражители. Человек посредством своей воли (управление из внутреннего мира) начинает управлять удовлетворением своих биологических потребностей. То есть на пути между биологическими потребностями и реакциями организма, направленными на их удовлетворение, появляется средство, способное пропустить или блокировать сигнал воздействия потребности. Мы назвали это средство мотивом.

Посредством мотива, человек получает возможность воздействовать на внешний мир в соответствии с собственными прихотями. Активизацию своих действий, он получает от имеющихся в данный момент потребностей. Именно они побуждают его к действиям, заставляют копошиться. Но их непосредственное удовлетворение он может отложить во времени, как бы заморозить их. В последующем, он может активизировать замороженные потребности и удовлетворить их по своему желанию.

Другими словами, в каждый момент времени, у человека имеется набор не актуализированных потребностей, из которых он может выбрать любую, для удовлетворения (актуализации). Тем самым процесс удовлетворения биологических потребностей человека переключается с рефлекторного управления (под воздействием картин внешнего или внутреннего миров) на волевое (внутренний мир).

Управление реакциями организма из внутреннего мира и отрыв действий человека от внешних условий предоставляет ему возможность формирования огромного спектра дополнительных потребностей, не связанных с текущими условиями окружающей действительности. Биологическое существование человека не зависит от этих новых потребностей. Другими словами это потребности, вызывающие действия, результаты которых не несут непосредственного удовлетворения биологических нужд организма. Или по-другому, существование организма не зависит от действий, направленных на удовлетворение таких потребностей. Такие потребности, мы назвали человеческими.