Сразу нужно оговориться, что под инстинктами в данном случае следует понимать врождённую предрасположенность (мотивацию) людей поступать в определенных ситуациях определенным образом (или избегать каких-либо поступков). Не всегда это стремление может быть реализовано из-за социальных табу или форс-мажорных ограничений, но желание, и как следствие – эмоция, подкрепляющее это желание, могут быть вычленены и описаны. Мы говорим не о шаблонных врожденных реакциях, а об эволюционно возникших тенденциях в поведении отдельного человека и групп людей – со своими "пусковыми" механизмами (релизерами), внутренними (гормональными и химическими) причинами, а также адаптивной ценностью.
Классическое определение инстинкта как совокупности врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения, к человеку практически неприменимо по причине отсутствия у него этих фиксированных форм (комплексов) действий, которые описывали у животных основоположники этологии – Лоренц, Тинберген. Исключение составляют: мимика, язык тела (позы, жесты), которые, как теперь известно, жёстко наследуются. Ещё и ещё раз: инстинктов, понимаемых как ФКД (фиксированные комплексы действий), у человека и в самом деле практически нет, но это не повод полагать полную свободу человеческого поведения от генетического влияния. Таким образом, часто упоминаемая проблема "наличия или неналичия" у человека инстинктов вполне сводится к лингвистическому спору о семантической нагрузке слова "инстинкт".
Чтобы уйти от вышеназванной неоднозначности, современные ученые, исследующие врожденные поведенческие программы, предпочитают использовать термин "эволюционно-стабильные стратегии поведения" (ЭССП), впервые введённый в научный обиход Мэйнардом Смитом (1976), который использовал это выражение для объяснения некоторых эволюционных закономерностей, применяя математические методы общей теории игр. Под эволюционно-стабильными понимают такие стратегии поведения, которые в процессе селективного давления и модификаций несут наибольшие адаптивные преимущества для вида и индивида. Из этого следует, что ЭССП определяется как стратегия, которая, будучи принята большинством членов данной популяции, не может быть превзойдена никакой альтернативной стратегией (Dawkins R., 1976). Мы же, с вашего позволения, будем продолжать употребление термина "инстинкт", понимая его, как указано выше.
Также следует сделать оговорку о том, что система инстинктов, во всей её полноте и строгости, не представима в виде однозначного иерархического дерева с непересекающимися ветвями; эта система больше похожа на переплетённый размытый многомерный граф (или даже многомерный континуум с "гиперпереходами"), поэтому любая их двумерная и дискретная классификация неизбежно является аппроксимацией, однако не лишающей всю затею смысла. Вследствие аппроксимации какие-то детали и связи вполне могут быть не отражены, но это, к сожалению, неизбежно. Взаимосвязанность инстинктов проявляется чрезвычайно разнообразно – тут и подавление одного другим, усиление, модификация, смещённая и переадресованная активность, ритуализация, формализация, и так далее и так прочее. Описать и расклассифицировать все это мы попробуем позже; впрочем вряд ли до нюансов.
Рефлекторные реакции соматического уровня, направленные на поддержание внутреннего гомеостаза (питание, сон, и т.п.) в данную классификацию не включены.
Итак:
I. Индивидуальные витальные (жизненные) инстинктыИнстинкты данной группы обычно объединяются под общим названием "инстинкта самосохранения". Эти инстинкты направлены на текущее личное выживание особи, и могут как включать, так и не включать взаимодействие с другими особями своего вида.
Хотя потребность в самосохранении является фундаментальной потребностью любого живого организма, её тем не менее нельзя полагать безусловно превалирующей в поведенческих реакциях. Во многих случаях инстинкт самосохранения может подавляться – например, в случае половых, альтруистических, родительских, и ряде других мотиваций.
Ситуации и условия, в которых срабатывает инстинкт самосохранения, обычно самоочевидны, и в объяснениях не нуждаются. Кроме того, с мотивацией самосохранения связаны такие, отчасти атавистические эволюционные фобии и отвращения, как боязнь темноты, змей, насекомых, высоты, мелких, быстро двигающихся животных любого вида (мышей, насекомых), хищников, особенно – среды эволюционной адаптации (львы, гиены и т.п.), крови, больных, экскрементов, бурно протекающих природных процессов (напр. грома).
К индивидуальным витальным инстинктам можно отнести инстинкты внутривидовой эксплуатации (эгоистичное принуждение, воровство, обман, и т.п.). Так как реализация данных инстинктов возможна только в группе, то их можно считать одновременно и социальными; а поскольку они всегда являются извращённой "тенью" самых разнообразных, совершенно адаптивных инстинктов, то есть смысл выделить их в отдельную группу (что и будет сделано ниже) обрисовав их взаимосвязанность с соответствующими инстинктами.
У самок, в силу большей их репродуктивной ценности, инстинкты самосохранения выражены сильнее.
II. Социальные инстинктыСоциальные инстинкты направлены на группирование особей в более-менее устойчивые скопления – группы, стаи и прочее, и решение тем самым общегрупповых задач, что позволяет повысить долговременную выживаемость и репродукцию входящих в них особей.
К человеческим СИ относятся инстинкты:
Вертикальная консолидация группы реализуется иерархией соподчинения особей, в которой различные особи резко дифференцируются по своей ценностьи, значимостьи, и правам. Важно, что статусы в этой иерархии (особенно крайние) обладают свойством "самозащёлкивания", т.е. склонностью сохраняться в силу самого факта их наличия (даже без активных стабилизирующих усилий индивида) до определённого предела противодействуя факторам, могущим в этот статус изменить. Вертикальная консолидация особенно эффективна в условиях, когда необходимо полное, но кратковременное напряжение сил входящих в группу особей с целью достижения какой-то конкретной общей цели. Например – для победы в битве с противником. Знаменательно, что эта ситуация тоже склонна к определённому самозащёлкиванию. Выражается это в склонности ВК-групп стремиться к условиям (или воссоздавать их), в которых эффективна именно вертикальная консолидация. Например, насаждать в популяции что-то подобное милитаризму, или иное состояние, требующие форсированного напряжения сил группы. В этом есть как минусы (издержки и риски милитаризма), так и плюсы (форсировка развития). Однако длительное пребывание группы в состоянии чисто вертикальной консолидированности приводит к деградации сей последней (аналогично длительному пребыванию организма в состоянии стресса; можно также провести аналогию с ядерным реактором у которого извлечены тормозящие стержни – форсаж полный, но стабильности минимум).
ВК распадается на следующие подынстинкты:
а) Самоутверждение – стремление особи в какой-либо форме повысить свой статус в группе или хотя бы сохранить достигнутый.
Практические проявления:
б) Иерархический этикет – соблюдение норм и правил поведения в устоявшейся иерархической структуре с целью её стабилизации.
Практические проявления:
Обращаем внимание, что группе, консолидированной только вертикально (при полном отсутствии горизонтальной составляющей) почтительность направлена только снизу вверх (например, член группы подконтролен только вышестоящему в иерархии; лидер же группы неподконтролен никому в данной группе). Система таким образом оказывается не охваченной отрицательными обратными связями, благодаря чему и достигается вышеуказанный "полный форсаж", однако такая система, как известно, склонна к дестабилизации и вырождению.
2. Горизонтальная консолидация
Горизонтальная консолидация отличается от вертикальной не только и не столько отсутствием сильной дифференциации различных особей в смысле ценности и прав, сколько отсутствием свойства самозащёлкивания текущего положения особи в группе, что требует непрерывной деятельности по подтвержению полезности для группы.
Для решения оперативных задач, требующих большой концентрации сил, сугубо горизонтальная консолидированность группы малопригодна, однако в относительно стабильных, умеренно стрессированных условиях гораздо предпочтительнее вертикальной, т.к. позволяет накапливать групповую "ненулевую сумму вклада", и не приводит к вырождению группы во взаимопаразитирующее сборище.
Консолидирующей сущностью ГК является альтруизм, в данном случае – реципрокальный, заключающийся в поддержке другого (возможно, нескольких) членов группы, и предполагающий прямую или косвенную ответную поддержку в другое время (см. также вставку). Принцип реципрокальности находит свое высшее выражение в таких явлениях, как дружба и коллективизм. Коллективизм также тесно связан с инстинктами групповой изоляции (см. ниже).
Реципрокальность отношений в группе поддерживается четырьмя подынстинктами:
а) Стремление к обмену ресурсами, информацией и услугами
Находит своё выражение во взаимных подарках, общении (в т.ч. бессодержательном – только для сигнализации принадлежности к одной группе), взаимный грумминг у приматов, прочих взаимных любезностях.
б) учёт вклада членов группы в общее процветание
Практически возможен лишь в не очень больших группах, у людей – не более 150-200 человек, и требует определённых способностей к запоминанию индивидов и ситуаций. Данная особенность присуща не только людям, но у других видов имеют место более жёсткие ограничения на численность группы.
в) наказание эгоистов
Практически такие наказания малореальны или малоэффективны в "сольной" реализации. Будучи сольным, такое наказание (если оно успешно) особенно склонно "сваливать" отношения в вертикальную форму; здесь требуются согласованные действия нескольких индивидов. В случае, если индивиды группы малоспособны к согласованным действиям, реципрокальное наказание эгоистов становится проблематичным, и следовательно – проблематичным становится реализация реципрокальности.
г) самокритика, совесть
Является формой эволюционной фобии – страха наказания за эгоизм. Таким образом, распространённое в быту разделение на служение "по совести" и "по страху" является искусственым и не вполне корректным. Вся разница между ними – в степени сознательности или подсознательности этого страха.
3. Родственная консолидация
Родственная консолидация возникает между родственниками, главным образом – родителями и потомками, и базируется на их генетической общности. РК несомненно является эволюционной родоначальницей обоих видов неродственных консолидаций, и часто с ними сочетается (к примеру – родственные чувства к двоюродным братьям могут усиливаться реципрокальными отношениями между ними; почтение к родителям может приводить к сугубо вертикально-консолидированным отношениям). Сама РК несомненно произошла от родительских инстинктов, и продолжает быть с ними тесно связанной.
РК поддерживается родственным альтруизмом, и имеет следующие отличия от неродственных консолидаций:
Инстинкты групповой изоляции несомненно возникли в тесной связи с родственной консолидацией, и её потомком – горизонтальной консолидацией. В истории человечества большинство войн так или иначе были связаны с инстинктами групповой изоляции.
Этот инстинкт состоит из двух, в общем-то независимых подынстинктов:
а) Территориальность
Территориальность чрезвычайно распространена в животном мире. Её физический смысл заключается в закреплении за особью (семьёй, группой) более или менее фиксированной территории, предоставляющий ей кормовые и прочие ресурсы. Есть мнение, что именно благодаря территориальности человек способен столь хорошо ориентироваться в пространстве.
Проявления:
Ксенофобия является "изнанкой" всех видов групповых консолидаций, особенно – родственной. Проявляется в неприязни и враждебности ко всем индивидам, не входящим в текущие объединения данного индивида. Наиболее резко ксенофобия проявляется по отношению к особям и группам, визуально определяемые генетические различия с которыми лежат вблизи границы скрещиваемости. Это или близкие виды, или представители своего вида, обитающие на границе ареала (другие расы). Далёкие виды как таковой ксенофобии не вызывают, т.к. вряд ли являются конкурентами в данной экологической нише.
Однако возбудить ксенофобию может и сугубо формальный признак – такой, как приверженность другому спортивному клубу, и даже другая причёска, т.е. любой признак, указывающий на принадлежность к другой группе.
Включают два инстинкта:
Половой инстинкт направлен на наиболее эффективную репликацию генов данной особи, и отражает такую особенность репродуктивной системы человека, как потребность в высоких самцовых родительских инвестициях. Он тесно связан не только с родительским инстинктом, но и с прочими (например – инстинктами всех видов консолидаций). В силу различия репродуктивных ролей, варианты полового инстинкта для мужчин и женщин существенно отличаются. Половой инстинкт состоит из следующих подынстинктов:
Для мужчин:
а) Предпочтения здоровых генов
Оценивается прежде всего по близости внешнего облика к эталонныму для нашего вида (красота), но также учитываются и особенности поведения. Влияние поведения неоднозначно; например, признаки высокорангового поведения в смысле предпочтения здоровых генов могут привлекать, но отвращать в смысле недоступности.
б) Половая экспансия
Стремление как можно шире рассеять своё семя по миру, универсально для всех видов с половым размножением.
в) Сексуальное любопытство
Предпочтение (при прочих равных условиях) нового и необычного партнёра. Служит генетической диверсификации и предотвращения близкородственного скрещивания.
г) Доступность
Влияние доступности неоднозначно. Высокоуспешных (у женщин) мужчин доступность женщин привлекает только для краткосрочных отношений, для долгосрочных – отвращает. В экстемальных случаях (пресыщенные женским вниманием крайне успешные мужчины) доступность может отвращать для всех видов отношений. Малоуспешных мужчин доступность женщин привлекает для всех видов отношений. В общем и среднем женская доступность является привлекающим фактором.
д) Влечение к матронам.
Выражено на инстинктивном уровне слабо. Матроны – женщины, демонстрирующие высокоответственное отношение к семейным обязанностям и воспитанию детей, сравнительно привлекательны только для долгосрочных отношений.
е) Ревность. Мужская ревность отражает, во-первых, риск "нецелевого инвестирования ресурсов", т.е. риск вкладывать их в генетически чужих детей, а во-вторых, тот факт, что измена является отрицательным статусным маркером, понижающим ранг данного мужчины в иерархии. Поэтому половая связь, даже безэмоциональная, партнёрши с другим мужчиной возбуждает сильнее, чем бестелесная любовь к нему.
Очевидная противоречивость этих подынстинктов находит разрешение в инстинктивном промискуитете, позволяющем реализовывать сразу несколько репродуктивных линий – несколько краткосрочных с доступными, и одну-две (редко – больше, но бывает, что и ни одной) долгосрочных с матронами. Однако практически поддерживать несколько репродуктивных линий удаётся весьма немногим – как в силу противодействия женских стратегий поведения, так и вследствие конкуренции со стороны других мужчин.
Для женщин:
а) Предпочтение здоровых генов. Во многом схож с таковым для мужчин. Также привлекает близость внешнего облика мужчины к эталонныму для нашего вида (красота), однако относительное влияние поведенческих особенностей гораздо выше, т.к. признаки высокорангового поведения, указывая на вероятно здоровые гены, а также ресурсную перспективность, ничем отвращающим, в общем случае, не чреваты.
б) Ресурсная перспективность. Вытекает, главным образом, из потребности в высоких самцовых родительских инвестициях, и оценивается, главным образом, по статусу в вертикально-консолидированных структурах, или хотя бы предпосылкам высокоранговости (высокий ранговый потенциал). Реже может оцениваться потенциал горизонтальной консолидации – способность к образованию коалиций, что в принципе тоже имеет отношение к статусу в вертикально-консолидированных структурах (в силу аддитивности рангового потенциала).
в) Сексуальное любопытство. Аналогичное мужскому.
г) Признаки личной преданности, говорящие о каких-то гарантиях долговременности инвестиций ресурсов. Выделяются в отдельный пункт в силу потенциальной противоречивости пунктам (а-в).
д) Ревность. Женская ревность отражает, главным образом, риск потери инвестора ресурсов, поэтому сугубо безэмоциональный секс на стороне возбуждает в общем и среднем, менее сильные чувства, чем пылкая любовь мужчины к другой женщине, даже без половых контактов между ними.
Также, как и для мужчин, очевидная противоречивость этих подынстинктов находит разрешение в инстинктивном промискуитете, однако отличающемся от мужского. Среди репродуктивных стратегий у женщин подавляюще превалирует долгосрочная, поэтому женский промискуитет как правило гораздо более законспирирован, сочетающим тайное удовлетворение стремления к здоровым генам и сексуальному любопыству, с публичной верностью преданному инвестору ресурсов. Женский промискуитет подвергает большому риску их главную долговременную репродуктивную линию, поэтому, как и в случае мужчин, практически реализуется далеко не всеми – но, как видим, по существенно другой причине.
2. Родительский инстинкт
Родительский инстинкт тесно связан с родственной консолидацией, но не тождественен ей – он лишь частично с ней пересекается.
Основные практические проявления:
Их адаптивное предназначение – "работа на перспективу" – как ближайшую, так и весьма отдалённую. В них входят:
1. Поисковое поведение
Само по себе поисковое поведение автоматически присуще любому виду собирателей, однако у людей оно резко расширено в области, крайне далёкие от потребностей выживания в среде эволюционной адаптации, простираясь даже в космос. Это уже не поиск, а исследование мира, работающее на крайне далёкую перспективу.
2. Конструктивиские инстинкты
Конструктивизм присущ очень многим видам, даже крайне далёким от человека, и в том числе – конструктивизм очень сложный (примеры: перепончатокрылые, бобры, птицы, проч.). Изначально их адаптивная ценность для людей заключалась лишь в строительстве гнёзд, позднее также расширились до чрезвычайно широких пределов (те же космические корабли).
3. Самоограничения численности вида
Срабатывают при превышении плотности населения выше определенных пороговых норм и нацелены на заблаговременное и плавное снижение численности популяции в очаге перенаселенности, предотвращая катастрофическое падение численности, неизбежное при полном исчерпании возможностей среды. Проявляются в форме:
Принятие и передача опыта часто приводится как главное доказательство свободы человека от генетически передаваемых поведенческих программ, однако, во-первых, сама способность и склонность передавать и принимать опыт обусловлена генетически, а во-вторых, воспринятый опыт лишь в довольно незначительной степени корректирует генетические программы (и уж совсем редко полностью их блокирует или заменяет). Принятие, передача, и закрепление опыта реализуются подынстинктами:
Миграционное поведение более свойственно молодым особям и связано:
Инстинкты внутривидовой эксплуатации с точки зрения процветания группы являются деструктивными, так как дестабилизиуют и деконсолидируют её, и снижают "ненулевую сумму" её благосостояния, но в краткосрочной перспективе персонально выгодны, что создаёт давление отбора в их пользу, несмотря на давление контр-отбора на уровне группы. Стойкость инстинктов внутривидовой эксплуатации не в последнюю очередь объясняется тем, что они являются извращёнными вариантами (или реакциями на извращённые варианты) совершенно адаптивных инстинктов консолидаций, которые поддерживаются отбором вполне законно. Можно выделить следующие виды внутривидовой эксплуатации:
1. Корыстное (эгоистическое) принуждение.
Под принуждением в данном случае подразумевается широкий спектр воздействий, включающий не только деятельность во благо принуждающего, но и прямое отъятие ресурсов и присвоение заслуг. Отличается от прочих случаев эксплуатации своей открытой нереципрокальностью, т.е. принуждаемому не подаётся никаких сигналов насчёт будущей "оплаты" его усилий. Оно возможно в форме злоупотребления следующими инстинктами:
Обман распространён в живом мире чрезвычайно, и мир людей здесь никак не исключение. Возможен в форме злоупотребления следующими инстинктами:
Воровство – есть вариант обмана, характерный своей "заочностью", т.е. происходит без участия обманутого. Возможно как в горизонтально, так и вертикально консолидированных группах. Если воровство в горизонтально-консолидированной группе – это просто заочный вариант нерецирокальности, то воровство в вертикально-консолидированной группе – это случай несколько особый. Такое воровство осуществляется всегда низкоранговой особью (высокоранговой особи незачем таиться) у более высокоранговых, и может трактоваться как, наоборот, компенсация за случаи корыстного принуждения; т.е. как бы реципрокальность. Однако тайный её характер открывает возможности для злоупотреблений, которые вовсе не редки. Воровство относительно более характерно для низкоранговых особей с высокими иерархиескими амбициями.
V. Инстинкты адаптации к эволюционной среде обитанияЭти инстинкты отражают адаптированность к природной среде эволюционной адаптации, ныне они в значительной степени атавистичны.
1. Брахирации
Брахирация – раскачивание на ветвях, весьма типичное для приматов, особенно мелких. Поскольку предки человека переселились в саванну (т.е. "слезли с деревьев") давно, порядка 20-30 млн. лет назад, этот инстинкт уже малоактивен, хотя и проявляется в виде удовольствия от раскачивания на качелях, успокоения младенцев при качании их на руках, желания (особенно – детей), тяги лазить по деревьям, привлекательности "вида с высоты" и так далее.
2. Ландшафтных предпочтений
Большая часть нашей эволюции после отделения от прочих приматов проходила в саванне, на берегах водоёмов, и вообще тесно связана с водой. В частности – есть теории, что развитие прямохождения вызвано необходимость ходить по мелководью, собирая моллюсков и прочих водных обитателей. На то указывают как многие соматические особенности (в частности – способность произвольно задерживать дыхание, чем обладают далеко не все плавающие виды; например, лошади плавать умеют, а задерживать дыхание – нет), так и поведенческие, проявляющиеся в форме ландшафтных предпочтений. Предпочтения таковы:
Поскольку наш вид искони жил собирательством, то инстинкт собирательства для нас характерен вне сомнений. Проявляется в форме самого разнообразного коллекционирования, любви к сбору даров природы (грибов, проч.), получению удовольствия от прогулок по известному или полуизвестному маршруту, и так далее. Замечу, что этот инстинкт находится в известной оппозиции понятию частной собственности, и примыкает к инстинтку клептомании: лежит, и никого нет – значит моё.
4. Охотничий
Охота для нашего вида в эволюционном прошлом была не очень характерна – мы в основном были собирателями; однако, как и для шимпанзе, всё же имела место быть с незапамятных времён. Стало быть охота и рыбалка (см. выше про тягу к воде), особенно учитывая, по большому счёту прагматическую бессмысленность этих занятий, а также их большую эмоциональную нагрузку, вполне являются инстинктивными проявлениями.
5. Агро– и веткультурный
Каких-то достоверных данных о культивировании растений и домашних животных нашими предками в плйстоцене и более далёких эпохах археология нам не предоставляет, вместе с тем, подобная деятельность имеет место у других видов (некоторые насекомые разводят грибы, которые употребляют в пищу; муравьи разводят тлей, чьи выделения они едят). В то же время, глубокая эмоциональность и очень часто – иррациональность стремления к такой деятельности явственно говорит об их инстинктивности. Это противоречие можно разрешить, лишь предположив, что подобные инстинкты сформировались в течение последних нескольких десятков тысяч (не более 30 000-40 000, а возможно – не более 10 000) лет, по которым уже есть археологические данные. В свете теории пунктирного равновесия это предположение представляется вполне реалистичным.