root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книгиПсихология

К вопросу о субъектности личности

О. М. Бабич

На современном этапе развития психологии субъекта одной из главных задач стала разработка теоретических основ применения в практической деятельности всего того, что накопила наука о природе субъектного бытия человека.
Понятие «субъект» неоднократно использовалось для методологического анализа познавательной активности и жизнедеятельности человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.). Широкую известность получили базирующиеся на понятии «субъект» исследования в области психологии мышления (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров), психологии творчества (Я.А. Пономарев), психологии личностно-ориентированного обучения (В.А. Петровский, И.С. Якиманская), психологии саморегуляции произвольной активности человека (П.Я. Гальперин, О.А. Конопкин, В.А. Иванников), психологии неадаптивной активности (В.А. Петровский), психологии формирования жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская).

«Выращивание субъектности в учебной деятельности» нашло свое отражение в концепции «развивающего обучения» В.В. Давыдова и его сотрудников. В этих работах личность выступает в качестве «деятеля», активного преобразователя собственной жизнедеятельности.

Понятие о субъекте заимствовано психологией у философии. Субъект как философская категория раскрывает качество активности человека, служит описанию места человека в мире, специфики человеческого бытия.

Во все эпохи мыслители искали в каждом человеческом индивиде «Бога-душу» – творящую жизнь, побуждающую к самопознанию, самоопределению, уяснению своего предназначения в мире. Одним из таких мыслителей был известный украинский философ-гуманист Г. Сковорода. «Справься ж сам с собою. Узнай себя. Внемли себе и послушай господа своего, – учил он. – Есть в тебе царь твой, отец и наставник. Воньми себе, сыщи его и послушай его. Он один знает, что тебе сроднее, си есть полезное. Сам он и поведет к сему, зажжет охоту, закуражит к труду, увенчает концом и благословением главу твою». Призыв Г. Сковороды к саморефлексии, самопостижению, к поиску в себе, а не во внешних силах, того, что творит жизнь, не оставляет сомнений в том, что за образами «царя», «отца», «наставника» следует распознавать именно субъектное ядро человеческой души, «открыть» которое в себе и составляет задачу для каждого конкретного человеческого индивида.
Следует признать, что именно в рамках таких учений получили свое историческое развитие категории «душа», «дух» и собственно категория «субъекта» как самотворящего начала в человеке.

Важное для дальнейших теоретических построений положение, в котором Г. Гегель отмечает существенную особенность внутреннего субъективного мира психики – механизм его самодвижения, самодетерминации, спонтанного развития. «Внутренней является такая целесообразность, которая имеет свои средства в себе самой… Поскольку субъект производит себя в себе, у него цель: в самом себе иметь свое средство... Но самоцель в то же время вступает в отношения внешней целесообразности... Таким образом, внутренняя целесообразность имеет отношение к внешней».

По мнению Г.С. Батищева, понятие о субъекте предметной деятельности – это основа для субстанционального определения человека. Субстанциональность субъекта Г.С. Батищев видит в том, что не обстоятельства однозначно определяют происходящее с человеком, а сам человек осваивает «обстоятельства» в их собственной логике. Человек сам является первопричиной своей активности.

Благодаря способности выстраивать логику своей деятельности сообразно имманентной (внутренне присущей) логике конкретного объекта, человек, становясь субъектом деятельности, демонстрирует свою универсальность, становится «причиной самого себя». Обретаемые таким путем самостоятельность и суверенность дают право считать человека детерминирующим началом для его собственной активности, т.е. субъектом.

Человек не может быть подлинным субъектом, не выходя за установленные природой границы. Субъектность личности проявляется в том, что она творит, создает принципиально новые возможности, порождает то, что для непосредственной природы лежит за гранью возможного. Но созданное человеком как субъектом деятельности становится новой частью природы, культурным наследием. Углубляясь в природу, субъект проявляет творческое устремление к высшим достижениям культурного прогресса. Человек как субъект всегда субъект культурно-исторический, он становится человеком-деятелем, творящим свою личную историю и, следовательно, историю всего человечества, выступает в роли субъекта исторического процесса.
Сама суть природы человека состоит в том, что он «не имеет никакой «собственной», конечной природы, которая была бы заранее дана ему масштабом его развития, заранее данной мерой его бытия».

Понятие человека как трансцендирующего существа, постоянно стремящегося выйти за рамки предустановленного, преодолеть границы самого себя нашло отражение в субъектно-генетическом подходе. Этот подход имеет свои традиции в истории философско-психологической мысли – в ее попытках отстоять человеческую самость; право на инициативу в осуществлении жизнедеятельности, собственной личности и индивидуальности; право на самодетерминацию и спонтанность психического развития. Главная роль в этом отводится субъектному началу, а не независимым от индивида биологическим и социальным детерминантам.

Проблема рассмотрения субъектных начал в развитии человека глубоко проработана Г.В. Лобастовым. Он рассматривает внутреннюю взаимосвязь элементов субъектности. Согласно гегелевской диалектике начало любой активности заключено в противоречии, поэтому любой элемент, несущий в себе функцию начала, обязан удерживать собой соответствующее противоречие и определять функциональное движение других элементов в системе. Самодвижение системы может обеспечиваться через сложное взаимодействие частей целого. Самое общее представление субъектности – быть основанием этого процесса. В качестве такового субъектность должна быть понята как внутреннее противоречие, полагающее движение и определяющее его. Движение противоречия заключается в сведении его к собственному расширению личностью.

Как особенная форма начала (противоречия) субъектность сама выражает собой предел в развитии рефлексивности, которая содержится в любом противоречии, – рефлексии самого себя, т.е саморефлексии. Эта представленность своих собственных оснований фиксируется понятием «Я» – началом, вбирающим в себя все возможности, противоречия, началом, способным к свободному полаганию своей активности. «В субъектности заключена суть понятия Я» – пишет Г.В. Лобастов. Поэтому развитие субъектности может быть понято только как самодвижение человека, проявляющееся в способности разрешать противоречия.
Чтобы состояться в качестве субъекта, человек должен доказать свою субъектность: он сам, и вполне добровольно, должен быть готов отвечать перед собой за неадаптивные последствия собственных действий; иными словами, что он свободно может взять на себя ответственность за саму возможность несовпадения целей и результатов своей активности. В концепции субъектности личности этот момент подчеркивается В.А. Петровским как центральный.

Актуальность субъектогенеза в той или иной сфере взаимодействия человека с миром может быть обнаружена с помощью надситуативной активности личности. Выход за пределы ситуации – надситуативная активность – имеет место в той мере, в какой (при значимости данной ситуации) складываются и начинают воплощаться новые требования личности к себе, избыточные по отношению к первоначальным.

Несомненное первенство в изучении психологии надситуативной активности принадлежит В.А. Петровскому. В многочисленных экспериментах им было доказано существование целого класса явлений неадаптивности – несовпадения вплоть до противоположности целей человека и достигаемых им результатов, осознаваемых требований ситуации и совершаемых по собственной воле действий.

Таким образом, В.А. Петровский сводит развитие личности к представлениям о «росте ее изнутри», к идее трансцендентного субъекта. В свою очередь это означает, что в проявлениях деятельности, общения и самосознания их эмпирические субъекты выходят за пределы себя, – трансцендируют. В психологическом плане В.А. Петровский описывает это как неадаптивность человека (при этом понимается позитивный смысл, ассоциирующийся с активной позицией человека в жизни).

В.А. Петровским было показано, что стремление «быть личностью» благодаря идее субъектности может выражаться, во-первых, в стремлении (активности) человека быть субъектом своих витальных контактов с миром – т.е. всего того, что касается его телесной жизни. Во-вторых, в стремлении быть субъектом предметной деятельности, которая может быть раскрыта через ценностно-смысловые образования, механизмы саморегуляции. В-третьих, это стремление быть субъектом общения, что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон, отраженности человека в жизни других людей. По своей сути отраженная субъектность – это идеальная форма бытия одного человека в другом человеке, его представленность и продолженность в идеальном плане в других людях (метаиндивидное существование личностного). В этом случае очевидным представляется смысл известных слов Джона Донна из романа Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»: «… смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

И, наконец, в-четвертых, – быть субъектом самосознания, т.е. процесса порождения системы представлений о себе, о своей сущности, порождения образа своего Я (самополагание в рефлексии).

Субъектом не возможно стать раз и навсегда. Человеку приходится порождать себя в этом качестве в каждом своем действии, проходя ряд определенных стадий субъектогенеза (рождения субъекта):

– принятия человеком на себя ответственности за непререшенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);
– переживания возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности реализовать желаемое (проявление себя как субъекта целеполагания);
– реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого «здесь и теперь» действия);
– оценки результата как личностного значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия).

Отсутствие какой-либо из перечисленных стадий субъектогенеза приводит к тому, что человек не берет на себя ответственности даже за то, что сделано его собственными руками.

Итак, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Субъектность проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.

Стать субъектом человек, прежде всего, должен сам. Но без помощи других он не может оценить, верны ли его представления о себе как о субъекте. В этой связи целесообразно отметить некоторые условия организации психолого-педагогической деятельности, позволяющие обеспечить фасилитацию личностного развития. Порождение и воспроизведение человеком себя как субъекта составляет суть трактовки общения как субъект-субъектного взаимодействия. В качестве диагностического признака такого взаимодействия (в том числе преподавателя и студента) может быть использовано наличие или отсутствие идеальной репрезентации (отраженности) его участников друг в друге. В качестве меры взаимодействия участников педагогического процесса могут быть использованы такие формы проявления отраженной субъектности, как, например, переживание человеком собственной динамики при попытке охарактеризовать личность другого человека. Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе может осуществляться и с помощью создания ситуаций с высоким потенциалом порождения субъектности личности и условий для появления надситуативной активности. При этом важно, чтобы проблемные задачи были поставлены самим человеком без принуждения извне и приводили к проявлению ответственности за последствия предпринятых им по собственной инициативе действий. Кроме того, психолого-педагогический анализ учебного процесса может быть построен на наблюдении за актами неадаптивной активности. Например, в сфере предметной деятельности субъектность может обнаруживать себя в самостоятельном определении (и студента, и преподавателя) уровня трудности задачи, в спонтанном обобщении и непрагматической постановке проблемы; в сфере общения – в стремлении выйти за определенные конкретной ситуацией рамки социально-ролевого взаимодействия; в сфере самопознания – в поиске смысла своего поведения.
Таким образом, задачей того, кто проектирует и эксплуатирует психолого-педагогические системы субъектогенетической ориентации, является создание условий, при которых участники педагогического процесса благодаря друг другу обретают свое существование как личности. В результате расширяются возможности сочетания оперативного управления с принципами личностно ориентированной дидактики.