Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Анохин (1968) указывал, что жизненные потребности человека неотделимы от эмоционального тонуса. Эмоции придают определенное биологическое качество его поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности. Эмоциональные переживания способствуют формированию личности, ее социально-психологической направленности.
Различают высшие (социальные) и низшие (простейшие) эмоции. Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, в трудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом. Низшие эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей человека (голод, жажда, половое влечение).
Эмоции могут быть положительными (приятными) и отрицательными (неприятными), сильными и слабыми. Относительно стабильное эмоциональное состояние называется настроением.
При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.
Депрессия выражается стойким угнетением настроения, унынием, тоской. Окружающая действительность воспринимается больным с чувством безысходности. Это порождает мысли о самоубийстве. Подобные симптомы могут наблюдаться при маниакально-депрессивном психозе, инволюционной и реактивной депрессиях, а также при гепатитах, гипертонической болезни.
Больная И., 44 лет, находится в тяжелом депрессивном состоянии. Во время беседы на вопросы отвечает неохотно. Ориентируется в месте, времени, в собственной личности. Сидит, опустив голову, с застывшим страдальческим выражением лица. Речь тихая, монотонная, с длительными паузами. Жалуется на то, что у нее пропали чувства к детям, мужу, что не может выполнять работу даже по хозяйству. Заявляет, что <тоска лежит тяжелым камнем в груди>. Чувствует, как <слабеет все тело, останавливается сердце>. Сетует на то, что врачи <бессильны помочь>. Считает себя <недостойным> человеком, плохой матерью. Утверждает, что из-за нее семья <недосмотрена>, <дети не одеты>, <простужены>, <вся семья разрушилась>, <надвигается беда>. В палате длительно лежит на кровати, в общение с другими больными не вступает.
Эйфория выражается благодушным, блаженным настроением с оттенками безоблачной радости и прекрасным самочувствием. Огорчения у таких больных непродолжительны. Эйфория может быть при опухолях головного мозга (лобных и височных областей), при тяжелых формах соматических заболеваний (туберкулезе, болезнях сердечно-сосудистой системы, прогрессирующем параличе). В некоторых случаях тяжелейшее физическое состояние, даже накануне смерти, сопровождается беспечностью, веселостью, построением массы радужных планов.
Больной К., 52 лет, болен маникально-депрессивным психозом, находится в маниакальном состоянии. Выглядит моложе своих лет. Настроение повышенное, благодушно-веселое. Мимика живая, быстро меняющаяся. Выражение лица веселое. Глаза искрятся смехом. Охотно вступает в беседу, многословен, шутит, речь изобилует прибаутками. Иногда хитровато прищуривается, разражается громким смехом. Быстро отвлекается от темы разговора. Не окончив одной фразы, переходит к другой, вмешивается в чужие разговоры, делает замечания. Голос хриплый, эмоциональный, громкий. Движения расторможенные, охотно соглашается рассказать стихотворение, спеть, станцевать. Считает себя <артистом жизни>. Заверяет, что он молод, талантлив, полон сил и энергии. Предлагает медсестрам выйти за него замуж. Раздражается, если ему делают замечание. Часто вступает в конфликт с окружающими, однако возмущение быстро сменяется веселым настроением. К своему состояние некритичен.
Стойкое повышение настроения, сопровождается двигательной активностью больных и ускорением у них мыслительного процесса, наблюдается при маниакальном состоянии (мании). Оно характерно для маниакальной фазы маниакадьно-депрессивного психоза.
Дисфория характеризуется тоскливо-злобным, ворчливым настроением. Возникает обычно у больных эпилепсией. Длится от нескольких минут до нескольких суток. Больной при этом бывает угрюм, раздражителен, угнетен, агрессивен.
Слабодушие сопровождается несдержанностью эмоций, легким умилением или плаксивостью по различным незначительным поводам. Эмоциональная слабость чаще проявляется у пожилых людей. Например, больной, страдающий атеросклерозом сосудов головного мозга, плачет, читая художественное произведение или слушая рассказ трагического содержания. Так же легко у него возникает и веселое настроение.
При эмоциональной тупости характерно состояние безразличия к окружающему. Больного ничего не волнует, не беспокоит, не интересует. Он абсолютно бездеятелен, стремится к уединению. Такое состояние типично для шизофрении, а также встречается при опухолях головного мозга, атрофических процессах (болезни Альцгеймера и Пика).
Аффект – состояние, которое испытывает человек при чрезвычайно сильном чувственном потрясении. Различают состояние физиологического и патологического аффекта.
Бурные эмоциональные взрывы (обида, оскорбление, гнев, отчаяние, радость) при ясном осознании своего поведения относится к состояниям физиологических аффектов. В этом случае эмоциональные нарушения достигают крайней степени напряженности, но не выходят за рамки физиологических границ. Люди, находящиеся в таком состоянии при совершении преступления, должны отвечать за свои поступки, т. е. признаются вменяемыми. Память при физиологическом аффекте сохранена.
Патологический аффект характеризуется кратковременным нарушением психической деятельности.
Различают три стадии развития патологического аффекта.
1. Подготовительная стадия – проявляется при сильных эмоциональных переживаниях, развивающихся остро или же накапливающихся в течение длительного времени.
2. Стадия взрыва – возникает при бурной эмоциональной реакции, превосходящей по силе состояние физиологического аффекта. При этом расстройство настроения сопровождается глубоким нарушением сознания, нецеленаправленным стереотипным (автоматизированным) поведением со склонностью к агрессии (например, к убийству).
3. Заключительная стадия – характеризуется тем, что человек постепенно успокаивается и впадает в состояние разрешающего сна. При состоянии патологического аффекта в отличии от физиологического обнаруживается полная или частичная амнезия. Люди, совершившие опасные действия в таком состоянии, признаются невминяемыми. Тот факт, что эмоциональные состояния играют универсальную, главенствующую роль в поведении человека, вызвал интерес многих исследователей к механизму чувственных переживаний. Высказывалось предположение, что эмоциональные переживания связаны с состоянием внутренних органов и скелетной мускулатуры. Сторонники этой точки зрения считали, что первичным в возникновении эмоций является импульсация со стороны внутренних органов и мышечной системы. К примеру, плач объяснялся тем, что льются слезы, радость – сокращением мимической мускулатуры. Несостоятельность этого взгляда была доказана экспериментально на животных, у которых прекращение интерорецептивной информации не приводило к исчезновению эмоций. И. И. Павлов в основе смены настроения видел колебания динамического стереотипа. Это он объяснял тем, что попадающие в кору больших полушарий различные раздражители вызывают определенные реакции и, взаимодействуя между собой, образуют подвижную уравновешенную систему – динамический стереотип. Колебания последнего сказываются на настроении человека. Нарушение привычного ритма жизни, т. е. изменение стереотипа, при преобладании отрицательных раздражителей, несомненно, ухудшает настроение, а увеличение положительных сигналов изменяет фон настроения к лучшему. В частности, тоска по родине есть не что иное, как нарушение динамического стереотипа в жизни человека.
У. Кеннон и В. Гесс в 1938 г. установили, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований, в частности таламуса и гипоталамических структур. Е. В. Папец (1937) связывал эмоциональные процессы с деятельностью старой коры (архипаллиума), гиппокампа, мамиллярных тел и гипоталамуса, а расшифровку поступающей информации – с функцией новой коры (неопаллиума). Он считал, что эмоциональные процессы, возникнув в гиппокампе, идут через свод мозга в мамиллярные тела гипоталамуса, а затем в переднее ядро таламуса и поясную извилину, являющуюся рецептивной областью эмоциональных переживаний. Описанную систему связей между различными структурами мозга называют <кругом Папеца>.
Связь эмоциональных состояний с деятельностью глубинных структур мозга подтверждается и исследованиями Дельгадо, Олдса и др. Они установили, что у животных при электрическом раздражении глубоких центров мозга возникают эмоциональные переживания в виде общего успокоения или страха, ярости. Раздражение глубинных структур мозга у людей в процессе оперативных вмешательств также вызывает появление чувства радости, успокоения, огромного удовлетворения или, наоборот, чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства.
Все эти исследования свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания обусловливаются функциями гипоталамуса, таламических образований, лимбической системы. Эти образования тесно связаны с корой головного мозга, которая оказывает корригирующее влияние. Нарушение правильного взаимодействия коры и подкорковых структур приводит к развитию эмоциональных расстройств.
Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал Анохин (1968). Он считал, что биологическая сущность эмоций сводится к удовлетворению какой-либо потребности. Если обратная информация о результатах предпринятого человеком действия говорит о полном достижении цели, возникает положительное эмоциональное состояние. Несовпадение же обратной афферентации с результатами поставленных задач ведет к неудовлетворенности, беспокойству, поиску новых решений.