root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книгиАппаратное обеспечение

Выбираем цифровую фотокамеру

На вкус и цвет товарищей нет. Поэтому невозможно выделить абсолютно лучшую камеру, но можно подобрать ту, которая в наибольшей степени удовлетворит ваши потребности в цифровой съемке и не только. В цифровых камерах можно выделить ряд основных элементов, характеристики которых и определяют функциональные возможности камеры. Эта разбивка несколько субъективна, однако, я надеюсь, она поможет покупателю упорядочить выбор модели. Итак:

Матрица

Определяющие параметры: а) число чувствительных элементов, б) число пикселей получаемого изображения, в) чувствительность, г) размер. Поскольку работу матрицы мы оцениваем, рассматривая изображение, то немаловажным фактором становится формат записи информации.

Критерии выбора

Sony ICX252

Необходимое изображение. Размер экрана, на котором собираются просматривать изображение, и размер отпечатка с фотографическим качеством является определяющим фактором при выборе матрицы. Глаз может различить две линии, отстоящие на 0,1 мм, следовательно, со снимка размером 2000х 1500 пикселей, полученного с помощью 3-мегапиксельной камеры, можно получить отпечаток 20 х15 см. На офсетном отпечатке в художественном журнале обычно можно различить две линии, отстоящие на 0,2 мм, и, следовательно, снимок с такой камеры можно поместить хоть на обложку, впрочем, следует заметить, что типографии обычно хотят иметь запас по качеству.

В каких условиях освещенности предполагается производить съемку. Если камера предназначается для съемки при дневном освещении в средней полосе и не очень быстро движущихся объектов, то чувствительность в 50-100 ISO вполне достаточна, если предполагается съемка спорта, то желательно иметь матрицу с более высокой чувствительностью. Если камера позволяет устанавливать различную чувствительность матрицы, то следует помнить, что наилучшее качество получается при минимальной чувствительности, при выборе высокой чувствительности увеличивается уровень шумов и контраст изображения, сужается динамический диапазон. Для съемки при искусственном освещении и некоторых видов научно-технической съемки важным параметром может оказаться спектральная чувствительность. Она определяется спектральной чувствительностью фотоэлемента и спектрами пропускания фильтров, расположенных перед ним. Сегодня в основном распространены 2 системы фильтров: красный-синий-зеленый и пурпурный-желтый-голубой-зеленый.

Размер матрицы становится существенным фактором при работе с камерами со сменной оптикой. Чем ближе размер матрицы к стандартному кадру 36х24 мм, тем более привычный результат получится при использовании объективов, предназначенных для пленочных камер. Поскольку обычно площадь матрицы меньше площади кадра, то все объективы становятся длиннофокусными.

Изображение, полученное матрицей, записывается в виде файла. Наиболее часто используются следующие форматы: JPEG, TIFF, RAW, KDC. JPEG позволяет наиболее компактно записать полученное матрицей изображение, но интеллектуальное сжатие приводит к некоторой потере информации, тем большей, чем больше сжатие. TIFF сохраняет изображение без потерь, но преобразовывает значения, выданные матрицей, в формат компьютерного изображения, добавляя с помощью интерполяции недостающую информацию. Обычно изображение в формате TIFF в три раза превышает объем информации, полученной матрицей. Последние два формата, RAW и KDC, предназначены для записи только информации, непосредственно полученной матрицей.

На что обратить внимание

а) Число чувствительных элементов не всегда совпадает с числом пикселей в получаемом изображении, поэтому, покупая камеру, обратите внимание, названа ли она по числу чувствительных элементов или по числу пикселей в получаемом изображении. Изображение с матрицы всегда получается интерполяцией, поскольку перед чувствительным элементом находится фильтр только одного цвета, а изображение описывается тремя цветовыми компонентами для каждой точки. Но иногда, если чувствительные элементы расположены в шахматном порядке или имеют форму, отличную от квадрата, интерполяцией определяются все точки получаемого изображения, т.е. нельзя определить, каким именно элементом матрицы создана та или иная точка изображения. Например, шахматное расположение точек у камер Fujifilm, прямоугольные чувствительные элементы у камеры Kodak DC 120.

б) Иногда камера использует не всю площадь матрицы, а на коробке указывают число пикселей в матрице, например Sony DSC-F505V.

Дополнительные замечания

Производителей матриц существенно меньше, чем производителей цифровых камер. Большинство камер имеют ПЗС (CCD) матрицы, произведенные Sony. Как выглядит матрица Sony, можно посмотреть здесь. Кроме того, матрицы производит Kodak, Philips и Fujifilm . Кроме ПЗС используются и КМОП (CMOS) матрицы, например Canon в камере D30, Scitex, Silicon Film Technologies Inc.

Носители информации

В основном используются карты памяти 4 основных типов, встречается и экзотика: 3-дюймовые дискеты, CD, 730 Mb iD-Photo disk, iomega Clik! и т.д.

 

Memory Stick, CompactFlash, SmartMedia, MultiMedia Card
Memory Stick, CompactFlash, SmartMedia, MultiMedia Card

Критерии выбора

Дискеты и CD позволяют сразу передать изображение, снятое камерой, в виде, доступном для дальнейшего распространения, и не требуют никаких дополнительных программ для обработки и переноса информации в компьютер. Карты памяти CompactFlash, SmartMedia, Memory Stick, MultiMedia Card по своим эксплуатационным характеристикам фактически не отличаются. По цене за Мб – тоже. Однако если камера поддерживает CF тип 2, то в эту карту памяти, возможно, будет упакован полноценный винчестер от фирмы IBM. В этом случае стоимость носителя для записи одного кадра примерно в 3 раза меньше, но его стойкость к механическим нагрузкам уступает микросхемам памяти, да и потребляет он процентов на 30 больше энергии.

Дополнительные замечания

При покупке следует обратить внимание на то, что некоторые камеры, использующие SM, не позволяют использовать новые карты памяти большого объема. Существуют камеры, которые могут использовать несколько носителей одновременно, например, CF и SM. И, наконец, если на камере написано, что она поддерживает карты CF тип 2, это не всегда означает, что фирма производитель гарантирует работу камеры с жестким диском IBM.

Объектив

Определяющие параметры: а) объектив с фиксированным фокусным расстоянием, объектив с переменным фокусным расстоянием, сменные объективы; б) диапазон изменений фокусного расстояния; в) светосила; г) возможность использования дополнительных оптических насадок.

Критерии выбора

Стандартным объективом обычно называют объектив с фокусным расстоянием, равным диагонали кадра. На приведенной в начале статьи матрице Sony ICX252 диагональ равна 9 мм. Как доказали многие выдающиеся фотографы, подобный объектив позволяет решить любые задачи, если есть возможность подойти или отойти от объекта. Потребность в сменной оптике или объективах с переменным фокусным расстоянием сродни необходимости в бинокле и микроскопе.

Большинство объективов с переменным фокусным расстоянием позволяют в 3 раза изменять фокусное расстояние. Встречаются модели с 2-, 5-, 8– и даже 10-кратным изменением фокусного расстояния. С большинством объективов можно использовать афокальные насадки, которые позволяют в 2 раза уменьшить или в 1.5 – 2 раза увеличить фокусное расстояние. Встречаются афокальные насадки, позволяющие 5-кратно увеличивать фокусное расстояние объектива. Объективы с большим изменением фокусного расстояния, а особенно комбинация объектив – афокальная насадка страдают повышенными хроматическими аберрациями.

Под светосилой фотографического объектива понимают его способность создавать определенную освещенность изображения в соответствии с яркостью отдельных деталей объекта съемки. Освещенность изображения зависит от величины действующего отверстия и фокусного расстояния объектива. Действующее отверстие объектива определяется диаметром входного зрачка, который представляет собой изображение диафрагмы, наблюдаемое через переднюю компоненту объектива. Отношение диаметра входного зрачка к фокусному расстоянию называют относительным отверстием, а обратную величину – диафрагменным числом.

Обычно значения фокусного расстояния и диафрагменное число приведены на оправе объектива. Диафрагменное число и чувствительность матрицы определяют предельные условия освещения, при которых можно снимать без вспышки.

Хотя некоторые производители камер и не предусмотрели резьбы оптических насадок, возможно, другие фирмы сделали за них необходимые приспособления.

Дополнительные замечания

Хотя объектив характеризуется еще массой дополнительных параметров, как-то разрешение, аберрации, светорассеяние, однако в большинстве случаев этими параметрами можно пренебречь, поскольку качество изображения определяется преимущественно матрицей.

Видоискатель

Типы видоискателей: а) оптический, б) ЖК экран, в) оптический, выполненный по зеркальной схеме видоискатель

Видоискатель может выполнять две основные функции: выбор кадра и наводку на резкость (определение дистанции до объекта). Большинство цифровых камер имеют автофокусировку, поэтому возможность ручной наводки на резкость является вспомогательной. Цифровых камер с оптическими дальномерами я пока не встречал. Ручная фокусировка, как правило, осуществляется по ЖК экрану или по матовому стеклу у камер с зеркальным видоискателем. Встречаются камеры, у которых можно устанавливать дистанцию до объекта. Перемещение объектива при фокусировке обычно осуществляется электромотором.

Оптический видоискатель выполнен в виде второго объектива, сопряженного с основным объективом камеры, и окуляра. При съемке с близкого расстояния изображение, видимое в видоискатель, не совпадает с изображением, формируемым объективом на матрице чувствительных элементов. Это явление называется параллаксом. Зеркальный видоискатель позволяет видеть изображение, создаваемое объективом камеры. Возможны несколько разновидностей этой схемы: а) перед матрицей находится прыгающее или полупрозрачное зеркало, и изображение формируется на матовом стекле. Поскольку изображение получается довольно маленькое, то его рассматривают с помощью лупы; б) матовое стекло отсутствует, и изображение формируется на сетчатке глаза с помощью окуляра. Ни о какой наводке на резкость в этом случае говорить не приходится. Существенным недостатком систем с неподвижным полупрозрачным зеркалом является потеря света и, как следствие, более низкая чувствительность камеры.

 

Параллакс
OLYMPUS E10
Параллакс – несовпадение оптических осей видоискателя и объектива
Зеркальный видоискатель камеры OLYMPUS E10

По своим функциональным возможностями ЖК видоискатели можно разделить на 3 группы: а) с большим экраном и задней подсветкой; б) с маленьким экраном с подсветкой и лупой перед ним, как в видеокамерах; в) с гибридным экраном, при котором может использоваться либо внешнее освещение, либо подсветка. Последний тип экрана представляется весьма перспективным, поскольку потребляет меньше энергии и более удобен при пользовании камерой при ярком солнечном свете (подробнее о гибридном видоискателе в статье о камере Sony DSC-F505V). Впрочем, всех проблем это не решает, и некоторые фирмы выпускают специальные приставки, позволяющие рассматривать изображение на экране, прижав глаз к наглазнику лупы, что полностью исключает внешнюю засветку экрана. У некоторых камер ЖК экран может поворачиваться, что создает дополнительные удобства при съемке.

Критерии выбора

Условия съемки и ваши привычки. Наличие двух видоискателей – оптического и ЖК – делает камеру более универсальной.

Дополнительные замечания

Некоторые зеркальные камеры, хоть и имеют ЖК экран, но не позволяют его использовать как видоискатель.

Способ соединения с компьютером

Следует различать соединения с компьютером, предназначенные только для передачи с камеры, и соединения с компьютером для двустороннего обмена данными и управления камерой. Возможные варианты: последовательный порт, USB, IEEE 1394, SCSI, сетевое соединение, ИК порт.

Критерии выбора

В первую очередь то, чем уже оснащен ваш компьютер. А также, собираетесь ли вы только передавать фотографии в компьютер, или будете управлять съемкой с помощью компьютера.

PCMCIA Поскольку кадры, снятые 3-мегапиксельной камерой, имеют размер порядка 1,5 Мб даже в формате JPEG, то предпочтение следует отдавать скоростным способам связи с компьютером или сразу покупать устройство для чтения карт памяти. Переходники CF – PCMCIA стоят порядка 15 у.е., и если у вас ноутбук, это может стать оптимальным вариантом передачи информации в компьютер. Адаптеры SM – PCMCIA стоят существенно дороже.

Дистанционное управление

Бывает камеры, укомплектованные пультами дистанционного управления, как ИК, так и проводными. Проводные пульты дистанционного управления обычно подсоединяются к последовательному порту камеры. Многие камеры с последовательным портом могут дистанционно управляться компьютером, в том числе и карманным, с помощью программ сторонних производителей. Возможности дистанционного управления у разных камер весьма различны: от простого нажатия на спусковую кнопку до управления объективом и полного дублирования кнопок на камере.

 

Hewlett Packard
Casio
Olympus
Hewlett Packard
Casio
Olympus

Органы управления

Камеры можно разделить на а) камеры, имеющие автоматическое управление экспозиционными параметрами, и б) камеры, имеющие возможность ручной установки выдержки и диафрагмы. Кроме того, следует обратить внимание на то, каким образом камера сообщает вам о выбранных автоматикой или вами параметрах. Тут возможны варианты. Камера показывает значение выдержки и диафрагмы на ЖК видоискателе, на ЖК индикаторе, в оптическом видоискателе. Способ выбора параметров может быть реализован в виде переключателей, каждый из которых отвечает за какую-либо из функций камеры, либо в виде длинного иерархического меню в компьютерном стиле.

Критерии выбора

Если вы полностью доверяете автоматике, то вам не важно, как организованы органы управления, поскольку единственная кнопка, на которую вы нажимаете, это спусковая. Если же вы предпочитаете полностью контролировать параметры съемки и работать в ручном режиме, то более удобной является система, при которой вы можете изменять параметры, не отрывая взгляда от объекта, т.е. когда за каждую из функций отвечает отдельный переключатель, и вы всегда видите значения выдержки и диафрагмы в видоискателе.

Дополнительные замечания

В некоторых камерах ручное управление реализовано не полностью, можно задать приоритет выдержки и или диафрагмы, но не оба параметра одновременно. В некоторых моделях реализована возможность введения пользовательских настроек путем написания маленьких программ, которые могут быть записаны на карту памяти и вызваны как пункт меню. Эти программы можно как написать самостоятельно, так и скачать через Интернет (подробнее в статьях о камерах Kodak DC 265, DC 290.

 

Вспышка

Большинство цифровых камер имеют встроенную вспышку с максимальной энергией импульса 10 Дж. У некоторых моделей предусмотрена возможность подключения внешней вспышки. В зависимости от модели может быть реализована как простая синхронизация импульса, так и обмен информацией между вспышкой и камерой о необходимой энергии импульса. Общего стандарта на разъемы для подобных вспышек нет, и каждая фирма использует собственный. Подробнее можно прочитать здесь.

устройствами для синхронизации Дополнительные замечания

Если у камеры нет синхроконтакта для подключения внешней вспышки, то всегда можно воспользоваться устройствами для синхронизации по световому импульсу.

Элементы питания

Возможные варианты: аккумуляторы, батареи,

аккумуляторы, батареи

Следует иметь в виду, что в комплекте с камерой могут быть только одноразовые батарейки, и их хватит на час работы. Камеры довольно прожорливы и потребляют ток от 0,6 до 1,5 А, поэтому с аккумуляторами чувствуют себя лучше. Специализированные аккумуляторы часто имеют лучшие характеристики, чем стандартные формата АА, однако вы можете встретиться с большими проблемами при попытке приобрести дополнительный аккумулятор или зарядное устройство. Встречаются камеры, которые могут работать с элементами питания разных типов и размеров. Камеры могут работать и от сети, однако если вы собираетесь использовать блок питания стороннего производителя, необходимо, чтобы он имел рабочий ток не менее 1,5 А.

Дополнительные замечания

Некоторые камеры не имеют разъема для подключения внешнего блока питания, и в фирменных устройствах используется заглушка с контактами, вставляемая вместо батарейки.

Дополнительные возможности

Запись звука, съемка видео, использование камеры как универсального устройства чтения карт памяти и т.д.

Многие цифровые камеры позволяют записывать видео в формате MJPEG или MPEG, обычно не более 30 с. за раз. Некоторые камеры позволяют записывать видео со звуком, звуковые комментарии к кадрам и просто пользоваться камерой как цифровым диктофоном, например, Toshiba PDR-M70. Далеко не все камеры, подключаемые к компьютеру через USB, позволяют записывать с компьютера произвольные файлы на карту памяти.

Владимир Родионов (rwpbb@ixbt.com)

Комментарии? Поправки? Дополнения? lone@ixbt.com