РОССИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ XXI ВЕКА: ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Мы, граждане Российской Федерации, разделяющие и проводящие в жизнь принципы свободы и демократии, на съезде Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» объявляем о своей солидарности с международным либеральным сообществом в стремлении достойно встретить новые вызовы человечеству на пороге XXI века. Мы выражаем уверенность, что выживание всех народов мира в наступившем столетии во многом зависит от того, насколько широкое распространение получат либеральные ценности. Общероссийская Политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» ставит своей целью всемерно способствовать их развитию и укоренению в России.
Фундаментальными ценностями либерализма являются личная свобода и личная ответственность, свобода слова и объединений, разделение ветвей власти, децентрализация власти на основе принципов федерализма и местного самоуправления, верховенство закона, демократический контроль общества над государством, частная собственность, экономическая свобода, равенство прав и возможностей для всех граждан, терпимость к различиям.
Мы полагаем, что политическая стабильность может быть достигнута только в сотрудничестве гражданского общества и демократического государства. Мы уверены, что только либеральная рыночная экономика способна обеспечить динамичное накопление и справедливое распределение общественного богатства.
Разделяя эти ценности и подходы к решению встающих перед человечеством проблем, мы убеждены, что дальнейшее их распространение в России возможно лишь на основе собственного опыта развития либерализма.
Либерализм в России как умонастроение, как школа политической мысли и практика важнейших государственных реформ, опирается на давнюю и достойную традицию. Идея правового государства присутствовала в замыслах и практике российских реформаторов девятнадцатого столетия от Михаила Сперанского до Александра II. Фундаментальная ценность гражданских свобод осознавалась и пропагандировалась великими представителями российского либерализма Борисом Чичериным и Владимиром Соловьевым. В начале двадцатого века российский конституционализм имел своих блестящих выразителей в лице Петра Струве и Павла Милюкова. А российская государственность – двух выдающихся реформаторов: Сергея Витте и Петра Столыпина.
Даже во времена тоталитарного режима либеральные ценности имели своих стойких и мужественных поборников в среде русской эмиграции, среди отечественных диссидентов и правозащитников, борцов за свободу слова и свободу совести. Российские либералы той поры не дали угаснуть традиции отечественного свободолюбия и подготовили приход политической свободы в последние десятилетия двадцатого века.
Полтора десятилетия назад в России началась эпоха демократических реформ. Во многом благодаря усилиям российских либералов в нашей стране заложены основы для развития демократии и свободной рыночной экономики, для ответственного подхода к решению социальных и национальных проблем, для успешной интеграции России в сообщество развитых демократических стран. К числу важнейших достижений современного российского либерализма относятся: Мирный демонтаж закрытой тоталитарной империи и становление России как современного федеративного государства, приверженного принципам политической демократии и рыночной экономики.
Развитие политической системы, основанной на разделении властей и многопартийности. Свободные альтернативные выборы на всех уровнях. Принятие либеральных стандартов политических и гражданских прав и свобод. Закрепление в Конституции принципов свободы совести, слова, союзов, митингов и демонстраций, свободы передвижения внутри страны, свободы выезда и возвращения. Формирование основ рыночной экономики, растущее осознание того, что свободная экономика является наилучшим фундаментом для эффективного накопления и справедливого распределения национального богатства.
Постепенная интеграция России в европейские и мировые экономические политические структуры.
Растущее уважение к правам человека, ликвидация тоталитарных систем политической, национальной и религиозной дискриминации.
Развитие плюрализма и терпимости, растущее уважение к свободному выбору личности в политике, экономике, культуре и повседневной жизни.
Свобода информации и коммуникации, развитие современной информационной инфраструктуры, формирование независимой прессы. Становление общественного мнения как института демократического контроля.
Мы отдаем себе отчет в том, что эти достижения являются лишь первыми шагами на пути к построению открытого общества, демократического государства и эффективной рыночной экономики.
Мы полагаем, что первоочередная задача, стоящая перед российским либерализмом на рубеже столетий, упрочить и развивать институты демократии и свободного рынка в нашей стране, распространять либеральные идеи и ценности среди всех слоев населения России, и в особенности среди тех, которые представляют собой социальную базу отечественного либерализма.
На пороге XXI века нам, российским либералам, представляются наиболее значимыми следующие проблемы:
Серьезным препятствием на пути распространения либеральных ценностей и либеральных решений стоящих перед Россией проблем являются последствия «холопского» отношения к государству. Почти весь XX век россияне прожили под властью самовластного государства, и привычка возлагать на него ответственность за все происходящее в жизни, не только страшиться его, но и ожидать от него всевозможных благ, глубоко укоренилась в широких слоях населения. Иждивенчество, гражданская пассивность, покорное принятие любых действий властей предержащих, постоянное искушение «сильной руки» – таков социально-психологический фон посттоталитарного общества. Возможность отката к режиму всевластного государства все еще остается реальной угрозой дальнейшему демократическому развитию России, становлению ее как действительно открытого гражданского общества.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в том, что мы ставим своей приоритетной задачей воспитание нового демократического гражданского сознания, основанного на понимании государства как важной и далеко не единственной функции самого общества, как инструмента для решения осознанных обществом проблем. Путь возрождения России в XXI веке: от всевластного государства к государству правовому, с четко очерченными функциями. Государство обязано обеспечить права и свободы граждан.
Многими соотечественниками наша страна все еще воспринимается как «обломок» прежней великой державы – СССР. «Комплекс проигравших», тоска по великодержавию оборачиваются искушением вновь противопоставить себя демократическому миру. Все это провоцирует ситуацию, когда государство, манипулируя понятиями «державность», «национальные интересы», «невмешательство во внутренние дела», склонно по-прежнему нарушать права и свободы человека. Угроза нового издания «холодной войны», отгораживания России от развитых либеральных демократий – это драматический вызов не только российскому либерализму, но и всему человечеству на пороге ХХ-го века.
Либеральный ответ на этот вызов заключается в формировании нового образа российского государства и нового патриотизма. Основой истинного величия России является наша свобода. Для свободных граждан естественно любить свою страну, а для великой державы естественно всемерно поощрять свободную инициативу своих граждан. На этой основе мы обретаем уважение друг к другу, уважение к нами же избираемой власти. А это является условием и уважительного отношения к России всего мирового сообщества. Россия в ХХ-м веке может и должна выступить гарантом либеральных ценностей.
Права и индивидуальные свободы не имеют смысла и цены там, где человек лишен возможности обеспечивать себя и свою семью честным трудом и прибыльным предпринимательством на основе частной собственности, где сам институт частной собственности не имеет общественного признания и уважения, где собственность не защищена законом. В нашей стране все еще остро стоит проблема узаконивания результатов разгосударствления, проведенного посредством приватизации. Требования полного пересмотра итогов приватизации вплоть до национализации нагнетают политическую нестабильность, выталкивают отечественный капитал на рынки вне пределов России, отпугивают зарубежных инвесторов, серьезно препятствуют росту отечественной экономики. Блокирование попыток распространения частной собственности на землю уже привело к глубокой деградации аграрного сектора страны, к резкому обеднению сельского населения, к фактическому запустению деревень и целых районов.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в утверждении прав собственности как священных и неприкосновенных. Россия обретет благополучие, когда собственники средств производства и земли, финансового и интеллектуального капитала получат широкую общественную поддержку и необратимые правовые гарантии на эффективное предпринимательство. Императив для России в ХХI-м веке: свобода без собственности бесплодна, собственность без свободы неэффективна.
Либеральный ответ на этот вызов ясен и последователен: вместо безразмерного «государства всеобщего разграбления» должно быть построено компактное, но максимально эффективное «государство профессионального управления». Политическая демократия прочна там, где она опирается в том числе и на уважаемое, профессиональное «служилое сословие», понимающее государственный интерес как строгое исполнение закона, воспринимающее службу на благо России как высшую честь.
Верховенство закона еще не стало непреложной нормой жизни для государства, общества и отдельных граждан. Государство в лице своих институтов и отдельных чиновников постоянно нарушает Конституцию и законы Российской Федерации, особенно в сфере прав и свобод человека и гражданина, местного самоуправления, экономики, осуществления уголовного законодательства. Борьба с преступностью и терроризмом зачастую приобретает облик политической кампании и ведется вне рамок российского законодательства и международных правовых норм. Но если государство разговаривает с правонарушителями на их языке, то это ведет к деградации общественной морали и к дальнейшему росту насилия, преступности и правового нигилизма. Отсутствие уважения к демократическому правопорядку, неэффективная работа институтов правоохраны и правоприменения – все это подрывает основу для дальнейшего развития демократии и рыночной экономики, для реального осуществления принципов социальной справедливости и равенства возможностей.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в том, чтобы добиться действенных правовых гарантий в области прав человека, гражданских и политических свобод, наемного труда и предпринимательства. Мы готовы к работе по совершенствованию законодательства во всех сферах жизни, в том числе в сфере экономики. Свобода передвижения внутри страны должна стать всеобъемлющей. Законодательство, регулирующее миграцию, включая введение квот и регистрации, не должно противоречить Конституции Российской Федерации и международным соглашениям в области прав человека. Суд должен быть реально независим от федеральных, региональных и местных властей. Мы убеждены, что в основе уважения граждан к закону лежит демократическая подотчетность государства.
Трудности укоренения в России либеральных ценностей и норм во многом определяются тем, что опыт демократического самоуправления у российских граждан еще невелик. А в условиях незрелой демократии угрожающе возрастает опасность политической демагогии, манипуляций общественным мнением, роль так называемого «административного ресурса» и «больших денег». В результате выборы сущность демократии – вырождаются в войну компроматов, промывание мозгов, соревнование чинов и денежных мешков. Это отнимает у избирателей веру в то, что своим голосованием они действительно властны решать, кто получит власть по их воле и от их имени. Участившиеся случаи низкой явки на выборы и голосования против всех – очевидное выражение протеста против узурпации основного политического права граждан.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в создании представительной всероссийской либеральной партии, для которой право граждан на свободный выбор составляет абсолютную ценность, и для которой абсолютно неприемлема победа ценой злоупотребления принципами и нормами демократии. Мы готовы на деле препятствовать не только фальсификации итогов выборов, но фальсификации самого выбора! Объединяясь в «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», мы будем бороться за то, чтобы россияне смогли в полной мере реализовать конституционное право на подлинно демократический выбор. Объединяясь, мы обретаем новую силу, способную слышать голос России и делать действительно правое и общее дело – создавать сильную и свободную страну!
Свобода информации и коммуникации требует освобождения информационных систем от государственной монополии, а прессы – от государственной цензуры. Однако на смену советскому партийно-государственному диктату зачастую приходит господство частных медиа-монополий, которое также ограничивает свободу информации и свободу прессы. Манипулирование прессой в интересах отдельных кланов и группировок приводит к распространению ложной, дезориентирующей или нарочито шокирующей информации. Это снижает нравственный и интеллектуальный уровень массовой прессы и делает ее потребителей беззащитными перед «промывкой мозгов». Региональные средства информации испытывают сильнейшее давление со стороны местных властей. Противоправно используя экономические и административные рычаги, местные власти пытаются либо полностью подчинить себе региональную прессу, превратив ее в губернский или районный официоз, либо же окончательно разделаться с оппозиционными газетами, телеканалами и радиостанциями. «Новая монополизация» средств массовой информации несет реальную угрозу развитию гражданского общества, демократического государства и либеральной рыночной экономики.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в следующем. Мы полагаем недопустимой монополизацию систем информации и коммуникации и выступаем за плюрализм и свободную конкуренцию в этой области на основе экономической и политической независимости средств массовой информации. Мы выступаем за свободу прессы от вмешательства федеральных, региональных и местных властей и от идеологического диктата со стороны медиа-корпораций. Мы выступаем за нравственную ответственность прессы перед обществом и за твердые гарантии прав и личной безопасности журналистов.
Нынешнее федеративное устройство России является чрезвычайно сложным и громоздким. Фактическое неравноправие субъектов Российской Федерации провоцирует межнациональные и межэтнические конфликты, вызывает напряженность по оси «центр – регионы». Мы с тревогой отмечаем тенденцию к превращению некоторых регионов в авторитарные анклавы, где пренебрежение демократическими нормами и нерыночные методы хозяйствования оправдываются «национальной спецификой» либо «народным волеизъявлением», полученным в результате мобилизации административного ресурса. Сложившаяся ситуация тормозит процессы политической демократизации и экономической модернизации, создает правовуючересполосицу, препятствуя формированию общероссийского экономического и политико-правового пространства. Сосуществование в России, наряду с регионами относительно динамичного развития, зон застоя и даже очагов экономической и социальной деградации во многом обусловлено незрелостью российского федерализма.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в поэтапной федеративной реформе на основе принципов демократического федерализма, который подразумевает постепенное выравнивание прав и обязанностей субъектов Российской Федерации при сохранении их регионального и этнокультурного своеобразия. Демократический федерализм включает в себя четкое разделение полномочий центра, региональной власти и местного самоуправления при сохранении единого правового и экономического пространства. Большинство проблем может и должно решаться на том уровне, на котором эти проблемы возникают.
В центре либерального образа мысли и действия стоит приоритет прав и свобод личности. Между тем в Российской Федерации, объединяющей людей различных этносов и вероисповеданий, еще бытует практика ущемления личных прав и свобод путем введения привилегий для отдельных этнических и религиозных групп. Зачастую представители отдельных кланов, присваивающих себе право выступать от имени «титульных» этносов, фактически оказываются «равнее» других. Привилегии для одних этносов, неизбежно оборачиваются дискриминацией для других. Наблюдается и тенденция к превращению отдельных религиозных конфессий едва ли не в государственные учреждения, что означает прямое посягательство, как на свободу совести самих верующих, так и на права и свободы всех граждан страны.
Либеральный ответ на этот вызов является твердым и принципиальным. Мы, безусловно, признаем права всех народов и этнических групп России на сохранение своей самобытной культуры, своего языка и традиционного образа жизни. Мы с равным уважением относимся ко всем религиям и церквам на территории нашей страны. И мы убеждены, что мирное совместное проживание всех российских народов и всех верующих (равно как и неверующих) может быть обеспечено только в том случае, когда мы все соглашаемся в каждом из наших сограждан, прежде всего, признавать человеческую личность, обладающую неотъемлемыми правами и свободами. Любой иной подход – это путь к вражде, раздору и гражданским конфликтам. Наша цель – навсегда исключить возможность движения России по этому гибельному пути.
Экономическая реформа, проводимая без должного правового обеспечения, порождает незащищенность наемного работника в условиях распада государственных систем обеспечения занятости, оплаты труда и социальных гарантий. Существующие неконституционные ограничения на свободный выбор места жительства не позволяют сформировать рынок труда, отвечающий требованиям либеральной рыночной экономики. Все это резко снижает потенциал человеческих ресурсов, создает социальную напряженность, порождает разочарование в либеральных политических и экономических реформах.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в следующем. Мы выступаем за полномасштабную либерализацию рынка труда, обеспеченную законодательно закрепленной свободой перемещения трудовых ресурсов. Мы сознаем, что свободный рынок невозможен без эффективной защиты прав наемных работников. Мы выступаем за развитие свободных профсоюзов как политически неангажированных, независимых от государства или бизнеса организаций, способных эффективно отстаивать права и свободы наемных работников.
Одна из острейших проблем страны, серьезно углубившаяся в двадцатом столетии, -это проблема варварского отношения к российской природе. На пороге нового века мы должны ясно представлять себе те катастрофические последствия, которые ждут страну в ближайшем будущем, если решение этой проблемы не будет найдено. Нужно отдать себе отчет в тупиковости той ситуации, когда опасные для людей и окружающей среды производства остаются в рабочем режиме, поскольку они обеспечивают хотя бы минимальную занятость. Сохраняется опасное положение, когда под предлогом удержания политической стабильности и социального мира, подрывается сам фундамент этого хрупкого общественного благополучия, необратимо губится российская природа. А это, в свою очередь, приближает глобальную экологическую катастрофу, ибо все, что происходит с природной средой в России, обязательно имеет общепланетарные последствия.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в последовательном проведении курса на скорейшее построение в России эффективной, конкурентоспособной рыночной экономики, способной генерировать средства как для создания новых безопасных рабочих мест, так и для внедрения надежных природоохранных технологий в сам производственный процесс. Чем скорее экономический либерализм станет осознанным государственным курсом, тем скорее прекратится практика самоуничтожения.
Вся отечественная история последних десятилетий демонстрирует, что страна жила за счет будущего и будущих поколений, не обновляя производственную инфраструктуру, не инвестируя в долгосрочные социальные программы, не заботясь о сохранении культурного наследия и не принимая в расчет грядущие демографические изменения. Между тем мировое развитие последних лет наглядно демонстрирует увеличение разрыва между высокоразвитыми странами и странами, оказавшимися на периферии технологического, экономического и социального прогресса. Достойное место в сообществе развитых стран обеспечивается сегодня развитием современных технологий, которое, в свою очередь, зависит от качества национальной системы образования. Проигрыш в «гонке образований» может превратить Россию в безнадежно отсталую страну, вынужденную импортировать передовые технологии в обмен на сырье.
Либеральный ответ на этот вызов состоит в следующем. Необходима решительная общенациональная реформа образования, подчиненная логике долгосрочной глобальной конкурентоспособности нашей экономики. При этом мы выступаем за новый общественный договор между различными поколениями россиян, подразумевающий высокую гражданскую ответственность за развитие человеческого потенциала, сохранение культурных ценностей, долгосрочные инвестиции в социальное и интеллектуальное развитие нации, за обеспечение достойной жизни пожилым людям, за ликвидацию социальной дискриминации по возрасту или инвалидности. Мы уверены, что все эти меры во многом определят нравственное здоровье, как молодого поколения, так и всего общества.
«СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» основывает свою деятельность на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Мы будем реализовывать наши цели и решать наши задачи путем участия в политической деятельности во всех законных формах, в том числе выдвигая кандидатов на выборах, участвуя в законодательной деятельности через наших депутатов, влияя на принятие государственных решений через наших сторонников в органах государственной власти, отстаивая и разъясняя наши позиции в средствах массовой информации. В начале XXI-го века мы, российские либералы, подтверждаем свою решимость ответить на эти вызовы на основе наших ценностей. Мы подтверждаем, что в центре всей нашей деятельности была и остается непреходящая ценность человеческой личности, свобода и достоинство каждого россиянина.