Следующим этапом в развитии технологий, которые были разработаны в Интернет, в первую очередь Web-технологии, стало их приложение к корпоративным информационным системам.
Этот этап интересен тем, что именно он обеспечивает развитие и финансирование Интернет– и Интранет-технологий. Об этом часто забывают, и это неудивительно — ведь максимальный чисто внешний эффект достигается при общении с Web-серверами, которые работают на Интернет, доступны широким кругам пользователей, и именно к ним приковано основное внимание. При этом забывается, что действительных финансовых выгод ни компании-разработчики таких серверов, ни даже компании, которые строят свои собственные Web-серверы, сегодня не получают. Настоящее финансирование этих технологий происходит за счет их применения для корпоративных приложений. Это именно то, за что платят деньги большие компании.
Сам термин "Интранет" появился чуть больше года назад, впервые такую комбинацию слов стали использовать весной 1995 года. Вначале само слово мало что значило для подавляющего большинства людей, многие из них, прочтя это слово, подумали бы, что это опечатка. После того, как это слово завоевало право на жизнь, возник вопрос: "Что под этим понимается?" – ведь после того, как термин появился, его стали использовать все. Многие компании "вдруг" обнаружили, что давно этим занимаются и являются "ведущими производителями" в этой области. Сейчас практически невозможно найти фирму, которая бы не говорила, что она находится в авангарде данного направления.
При этом глубина понимания и значение, которое люди вкладывают в понятие Интранет, очень сильно различаются. Сказать, что Интранет — это применение технологии Интернет в рамках корпоративных систем — это на самом деле не сказать практически ничего.
Удивительно, что сам по себе феномен Интранет нельзя объяснить появлением современной информационной технологии. Здесь кроются более глубокие причины. Какие же?
Технология Интранет начинает проникать на рынок корпоративных систем, причем с огромной скоростью. Прогнозы различных групп, занимающихся маркетинговыми исследованиями, свидетельствуют о том, что объем вложений в корпоративные проекты Интранет превзойдет затраты на серверы Интернет в течение ближайших 1– 2 лет, а затем стремительно уйдет вперед, что означает — корпоративные системы очень активно воспринимают новую технологию.
Известно однако, что корпоративные системы являются крайне консервативными, они исключительно неохотно принимают новые технологии, логика их существования такова, что они стремятся сохранить статус-кво. И тем не менее технология Интранет стремительно продвигается на рынок корпоративных систем.
Этот факт свидетельствует о том, что на самом деле бизнес-потребность в технологии Интранет уже была, уже давно были востребованы принципиально новые подходы к управлению информацией. Именно поэтому рынок впитывает сегодня технологию Интранет, как губка впитывает воду. Современная организация, живущая в условиях динамичного бизнеса, быстрых и частых изменений, переросла рамки бумажной технологии — технологии, на которой большинство организаций по существу и работают, несмотря на кажущееся обилие компьютеров.
Налицо конфликт — бумажная технология не выдерживает новых информационных потребностей организации, она не адекватна ее актуальным задачам. Необходимы свежие идеи и концепции. Рынок корпоративных информационных систем ждет их. В концентрированном виде они находят свое отражение в технологии Интранет.
Для нас важные три ключевые стороны Интранет. Во-первых, новые методы управления информацией и их влияние на бизнес-процессы. Во-вторых, организационно-методологическая и административная сторона новой технологии управления информацией. В-третьих, вопросы архитектуры, системно-технической инфраструктуры и технологических средств построения систем Интранет.
Вначале кратко коснемся наиболее существенной стороны – бизнеса. Что же так привлекает большие компании к применению технологии Интранет для построения корпоративных информационных систем?
Мы уже говорили, что информация представляет собой ключевой фактор успешного бизнеса, вообще успешного ведения дел. Вряд ли кто возьмется оспаривать этот тезис — но это в теории. На практике же мы зачастую относимся к информации просто наплевательски. Достаточно проанализировать информационную инфраструктуру типичной современной организации — будь то коммерческая компания или государственный институт — и мы осознаем два важных факта.
Во-первых, несмотря на обилие компьютеров, множества программ и массы рассуждений о "правильных" информационных технологиях, культивируемых в основном техническими специалистами (что вполне понятно — это ведь их хлеб), мы с удивлением убедимся, что в основе своей технология осталась "бумажной" и, что самое неприятное — нет никаких поводов думать, что ситуация кардинально поменяется хотя бы в дальней перспективе и компьютеры начнут использовать для того, для чего они, вообще-то, и приобретались — а именно, для коммуникаций между сотрудниками и подразделениями организации, для координации действий по выполнению стоящих перед ней задач. Иными словами, часто информационные технологии, и все, что с ними связано, то есть техническая инфраструктура, существуют как бы сами по себе, а реальная каждодневная жизнь организации — сама по себе, и пересечений очень немного.
Во-вторых, мы поймем, что в организации нет и не было сколько-нибудь осмысленного подхода к управлению информацией, и все, что с ней происходит — ее создание, передача, потребление, принятие решений на ее основе — есть результат несистематизированных и слабо согласованных действий сотрудников и руководителей, выполняемых без учета дисциплины работы с информацией (ввиду отсутствия такой дисциплины). Сколько информации теряется, не доходя до реального потребителя, которому она действительно необходима, сколько информации рассылается "просто так" или просто потому, что кому-то кажется, что эта информация будет важной для всех, сколько информации создается просто попусту — ибо еще до ее создания было очевидно, что она никому не понадобится. Даже на такой простой вопрос — кто в организации отвечает за публикацию информации — вряд ли найдется хотя бы какой-нибудь ответ. Все это в концентрированном виде означает, что информация в организации "не идет" — так как отсутствую как информационная инфраструктура, опирающаяся на адекватные компьютерные технологии, так и организационное обеспечение – то есть стройная система правил, процедур и ролей в управлении информацией.
Мы убеждены, что современная организация не может нормально функционировать в условиях, когда проблемы создания и управления актуальной информацией занимают по значимости одно из последних мест в иерархии ее приоритетов. Мы убеждены, что реальная информационная технология не может быть насильственно привнесена в деятельность организации — а если это все-таки было сделано, то она останется чужеродным телом и будет восприниматься людьми не как полезный и удобный инструмент эффективной работы, а как нежелательное нарушение привычного порядка вещей — и, как результат, внедрение такой технологии будет тихо саботироваться и понемногу сойдет на нет. В то же время отработанная годами, привычная и понятная "бумажная" технология будет по-прежнему основной технологией работы с информацией.
Мы убеждены, что реальная информационная технология должна быть мягко вплетена в сложную ткань жизнедеятельности организации. Для этого она должна обладать особыми, уникальными свойствами. Мы рассматриваем в качестве такой технологии Интранет.
Вообще говоря, Интранет несет с собой новую философию управления информацией внутри организации — об этом мы будем говорить в выпуске "Интранет и Адаптивные Инновации — переход от управления к координации в современной организации". Сейчас же мы сосредоточим внимание на том, каковы экономические аспекты технологии Интранет.
Отметим прежде всего, что внедрение технологии Интранет дает ощутимый экономический эффект в деятельности организации. Изменения связаны прежде всего с резким улучшением качества потребления информации, напрямую влияющим на производительность труда сотрудников организации. Для информационной системы ключевыми становятся новые понятия – Публикация Информации, Потребители Информации, Предоставление Информации. Результат применения Интранет — резкое сокращение бумажных архивов, легкость и простота публикации информации, универсальный и естественный доступ к информации с помощью навигаторов, существенное сокращение затрат на администрирование приложений на рабочих местах пользователей, немедленная актуализация любых изменений в информационном хранилище организации за счет нулевого времени публикации, смещение акцентов от генерации информации к ее эффективному потреблению.
Ключевыми качествами Интранет, напрямую связанными с экономическими аспектами в деятельности современной организации являются:
Все те полезные качества Web-технологии, о которых говорилось выше, реализуются в рамках крайне простой схемы: программа просмотра, которая размещается на рабочем месте пользователей (навигатор), Web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, и стандарты взаимодействия между клиентом и Web-сервером. Это практически все, что необходимо для построения пилотного варианта системы. На этой основе можно расширять спектр функций системы, добавляя такие сервисы, как поиск информации коллективная работа с единым массивом информации, и ряд других.
При создании систем Интранет отмечено еще одно, по сути, уникальное качество новой технологии, которое заключается в том, что усложнение системы, расширение сервисов, детализация функций не требует от пользователя наращивания специальных знаний. Он учится работе с информацией один раз, а далее, пользуясь в своей повседневной работе средствами навигации по информационному пространству организации, он раз за разом обнаруживает новые возможности, облегчающие выполнение его задач — но при этом инструмент-то остается старым, надежным и испытанным! Разумеется, это психологически исключительно важно. Человек начинает по-другому относится к работе с информацией — он начинает работать быстрее, эффективнее, он видит реальные результаты, приобщается к коллективной работе над колоссальной ценностью, практически самым важным, чем владеет организация — ее информационным хранилищем.
Более того, в организации устанавливается естественным путем разумная и поддерживаемая всеми сотрудниками дисциплина работы с информацией. Информация важна в работе — она актуальная, достоверна, она доступна — и доступна непрерывно, в любое время, как только она потребовалась. Близость информации к потребителю, "информация у кончиков пальцев" – вот в чем одна из причин колоссального успеха технологии Интранет.
Особенности внедрения Web-технологии весьма нетипичны для новой революционной технологии. Речь идет о простоте и очень невысокой стоимости создания систем Интранет. Стоимость начальных вложений оказывается очень небольшой, при этом концептуальная простота упрощает и внедрение.
Уникальность Web-технологии состоит в том, что она позволяет начать с малого, сделав очень небольшие предварительные затраты. В них входит только стоимость навигаторов и Web-сервера — так как организовать Web-сервер можно практически на любой уже имеющейся в распоряжении организации технике. Далее можно последовательно развивать и совершенствовать в рамках Web-сервера необходимые организации сервисы, двигаться в желаемом направлении, на каждом маленьком шаге получать конкретные видимые результаты, и корректировать курс, если какие-либо из сервисов реализованы неверно, неудобно, не в полном объеме и т.д.
Одна из колоссальных проблем традиционных информационных систем состоит в том, что, начиная сегодня планировать появление систем, мы можем ожидать появление первых результатов через год-полтора. Необходимо в течение длительного времени двигаться по выбранному пути, чтобы продемонстрировать первые результаты. При этом всегда много сомневающихся, всегда возникает много вопросов: достаточны ли быстро мы идем, соответствует ли наше продвижение графику работ и, самое главное, тот ли результат мы хотим получить – что будет нужно через полтора года. Ведь ситуация в организации может измениться, и задачи, которые казались важными год назад, в настоящий момент потеряли актуальность, зато на первый план вышли новые проблемы, о существовании которых мы раньше и не подозревали.
Существенным свойством внедрения Интранет является быстрая отдача. Это не означает, что очень быстро мы начинаем получать ВСЕ результаты. Это означает, что очень быстро мы начинаем получать промежуточные результаты, однако это немедленно полезные и используемые результаты. Правильность выбранного пути может быть проверена нашим руководством или нами самими очень быстро. Приняв решение и начав процесс, через несколько недель, максимум через месяц, мы начинаем показывать первые результаты. Пользователи дают свои замечания и уже через полтора месяца первые компоненты системы начинают появляться в реальной эксплуатации.
Это резко упрощает внедрение технологии, поскольку пользователь сразу видит отдачу, видит пользу от внедрения технологии, сразу начинает взаимодействовать с разработчиками и помогать во внедрении системы. Психологические эффекты "быстро достижимых маленьких, но важных целей", "участия в общем деле" невозможно переоценить. Более того, видимо, это и есть единственный реальный способ внедрения новых технологий на пути построения информационной системы современной организации.
Это качество означает возможность эффективного и разумного объединения всех программных решений (как наработанных ранее, так и создаваемых в настоящий момент и проектируемых) на основе разнородного аппаратного обеспечения в общую информационную среду с едиными правилами генерации и потребления информации, с единым унифицированным доступом к информации.
На практике Интранет позволяет создать информационную систему организации на уже существующей основе, независимо от принятой в организации технологии обработки информации, независимо от существующих программных решений и аппаратной платформы. Причина заключается как в максимально обобщенном подходе Интранет к потреблению информации, так и в максимально гибких технических методах и подходах, которые лежат в основе Интранет. Сила Web-технологии — в эволюционном характере ее внедрения, который позволяет добиться практически стопроцентного сохранения сделанных ранее инвестиций. Все сложное и дорогостоящее хозяйство – сети, компьютеры, базы данных, прикладные системы — они все сохраняются.
При внедрении Web-технологии никто не говорит: "Мы поможем вам мигрировать с вашей старой системы на новую, у нас есть хороший путь миграции". Такие рассказы многие слышали, иные пытались действовать по предложенной схеме, и результат один — никто не хочет повторений. Колоссальное преимущество Интранет в том, что те технологии, которые сегодня существуют и эксплуатируются, компьютеры, фактически вся инфраструктура не подлежит замене. Ее нужно адаптировать, но адаптация не означает ни смены платформы, ни каких-то дополнительных больших вложений в инфраструктуру.
Фактически необходимы минимальные дополнительные вложения для того, чтобы заставить существующие вложения играть совершенно новую роль. Можно получить совершенно новый уровень отдачи от существующих вложений, причем сделать это быстро и эффективно. Web-технология может сыграть здесь роль своеобразного "катализатора инвестиций".
Медленный возврат инвестиций в информатизацию современной организации является одной из главных проблем, стоящих перед его руководством. За время существования в организации накапливается множество компьютеров и программ, эффективному использованию которых препятствует сложный по своей природе (а поэтому — медленный) цикл разработки и внедрения прикладного программного обеспечения. Средства, потраченные на приобретение компьютеров и программ, лежат мертвым грузом, не принося никакой пользы. Длительное отсутствие результатов информатизации приводит к тому, что руководство организации начинает скептически относиться к самой возможности создания эффективно действующей информационной системы. Создается в определенном смысле тупиковая ситуация, когда предшествующие вложения (порой – огромные) в информатизацию привели к очень скромным результатам, а традиционные методы создания информационных систем очевидно себя исчерпали (разумеется, в рамках данной конкретной организации).
Естественным и разумным разрешением ситуации было бы исключительно быстрое получение конкретных результатов при очень небольших затратах. Как раз такую возможность предоставляет технология Интранет. Будучи применимой практически в любых условиях, обладая уникальным интеграционным качеством, эта технология при крайне малых затратах и в предельно сжатые сроки позволяет получить конкретный, видимый, эффективный для каждодневной работы организации результат, понятный и естественный как для ее руководства, так и для рядовых сотрудников. Полученный результат определяет общее направление развития и совершенствования информационной системы организации, в том числе позволяет систематизировать и упорядочить дальнейшие инвестиции в информатизацию. Именно поэтому мы рассматриваем технологию Интранет как катализатор инвестиций, как решение проблемы, крайне актуальной для отечественных организаций.
Это качество актуально прежде всего для руководителя организации. Для него компьютер представляет прежде всего инструмент, помогающий в эффективном управлении возглавляемой им организации. Известно, что эффективное управление возможно только на основе полного владения в нужный срок информацией, адекватно отражающей состояние организации.
Традиционные подходы к построению информационных систем предполагают создание приложений под названием "автоматизированное рабочее место руководителя", реализующих ограниченный набор функций управления документами, контроля исполнения и т.д. — то есть ставят руководителя организации в весьма жесткие рамки. Как правило, такие приложения обладают массой недостатков, сложны, весьма неудобны в использовании, требуют обучения и реально на практике руководителями не используются.
Причина неуспеха такого подхода — функциональная ограниченность и неестественный интерфейс. Руководитель современной организации — человек занятой и он не может тратить время на освоение сложностей работы с тем или иным приложением. С другой стороны, руководителю все же необходимо иметь адекватную и всеобъемлющую информацию о деятельности организации, чтобы в любой момент времени представлять, что же все-таки в ней происходит ("держать руку на пульсе"). Для решения этой задачи идеально подходит технология Интранет. Не требуется практически никаких знаний о специфике работы приложения (так как и самого-то приложения и нет — работа ведется с навигатором). Достаточно касания курсором "мыши" нужных ссылок и нажатия одной кнопки.
В то же время спектр информации, предоставляемой руководителю, практически ничем не ограничен. Он не ограничен возможностями навигатора (поскольку навигатор лишь средство доступа к информации). Он никак не ограничен техническими возможностями Web-сервера. Вся информация, генерируемая в данной организации, может стать доступной для руководителя (разумеется, в концентрированном и сжатом виде). Для этого нужно только правильно спроектировать и подготовить содержание информационного сервера.
Ключ к пониманию жизненности принципов Интранет — это естественность восприятия сотрудниками организации такого способа получения информации. Данные получаются именно в тот момент, когда они необходимы, в наиболее удобном виде. Актуальная информация всегда находится "под рукой", ею можно воспользоваться в любое время, как только это потребуется. Люди получают доступ к самому ценному, что имеет организация — ее информационному хранилищу, они работают быстрее и эффективнее. Не нужно звонить по телефонам, бегать по кабинетам в поисках документов, отвлекать коллег от работы, ожидать, пока то или иное предписание поступит в отдел – достаточно лишь запустить навигатор и "перейти" по ссылкам в требуемую точке информационного хранилища.
Интранет имеет свойство разрушать коммуникационные барьеры в организации. Известно, что в любой организации существует проблема: несколько сотрудников, сидящих в различных комнатах, и работающих в различных, но весьма близких между собой направлениях и сознательно не скрывающих того, что они делают — и не подозревающих о том, что коллега рядом работает над той же проблемой и нуждается в информации, которой данный сотрудник уже обладает. Руководство организации всячески стремится преодолеть это незнание, но существуют коммуникационные барьеры, которые попросту связаны со структурой организации, со способами ее работы, которые приводят к тому, что информация распространяется очень плохо или медленно и с большими искажениями. Разрушение коммуникационных барьеров — это не просто положительный гуманитарный или психологический фактор. Это фактор реального бизнеса, это фактор, несомненно влияющий на эффективность работы организации.
В целом, Интранет затрагивает огромные пласты в управлении информацией и в оптимизации бизнес-процессов в современной организации. Здесь мы лишь кратко остановились на наиболее привлекательных качествах Интранет. Более подробное разъяснение сути явления "Интранет и бизнес" содержится в выпуске "Интранет и Адаптивные Инновации: переход от управления к координации в современной организации".
Не менее важным фактором, впрямую влияющим на бизнес современной организации, является новая архитектура информационной системы.
Архитектура систем Интранет стала естественным завершением очередного витка спирали эволюции информационных систем — от систем с централизованной архитектурой через системы "клиент-сервер" в традиционном понимании к Интранет.
Для более детального анализа этого процесса обратимся к мэйнфреймам, в которых в классическом виде была воплощена идея централизации. Все вычислительные ресурсы были сконцентрированы в едином комплексе, там же хранились и обрабатывались огромные массивы данных. Достоинства централизованной архитектуры мэйнфреймов очевидны — это простота администрирования, защиты информации и ряд других.
Среди множества характерных черт архитектуры мэйнфреймов особо отметим использование в качестве основного средства доступа к информации алфавитно-цифровых терминалов. Решение выглядело естественным, логичным и оправданным — если где-либо потребовался доступ к информационной системе, то к этому месту техническая служба подводила кабели и устанавливала терминал, который после настройки начинал работать и пользователь получал доступ к мэйнфрейму. Если терминал ломался, то техническая служба заменяла его, и пользователь продолжал свою работу. Вообще говоря, терминал в этом смысле был подобен обычному бытовому устройству – стиральной машине, холодильнику или утюгу — простому устройству, которое все время функционирует, а в случае поломки подвергается ремонту или замене.
Обратим внимание: поскольку терминал — устройство простое, постольку не требовалось никаких специальных действий по настройке и конфигурированию программного обеспечения ввиду его отсутствия. Терминалами управляли с мэйнфрейма, то есть централизованно. Пользователю не надо было забивать голову данными об устройстве терминалов – достаточно было знать, как его включить и на какие кнопки нажимать, чтобы запустить программу и чтобы работать с ней. Все терминалы были однотипными — следовательно, гарантировалось, что программа, запущенная на мэйнфрейме, будет работать (то есть отображать информацию и принимать ввод пользователя) на них всех абсолютно одинаково. То есть, устройства на рабочих местах пользователей вели себя предсказуемо и в любой момент могли бы быть заменены.
Все это было просто великолепно с точки зрения руководства компаний, где такая технология использовалась. Затраты на обслуживание терминалов и линий связи, конечно, были, но это были предсказуемые и прогнозируемые затраты на выполнение ограниченного набора чисто технических действий со стопроцентным результатом.
Но вот произошла революция — появились персональные компьютеры. Стало возможным иметь вычислительные и информационные ресурсы на собственном рабочем месте и управлять ими по собственному разумению. Появился великолепный оконный графический интерфейс, несопоставимый по своим возможностям с ограниченным репертуаром прежних алфавитно-цифровых или даже графических терминалов. Появились новые средства ввода пользователя ("мышь" и другие), интерфейс с пользователем усложнился и стал богатым и разнообразным, насыщенным цветом, звуком и анимацией. Люди почувствовали вкус к работе с красивыми и изящными средствами.
Но не это главное. Появились идея переноса части системы для выполнения на персональном компьютере, непосредственно на рабочем месте — действительно, почему бы не поручить персональному компьютеру выполнять ту часть программы, которая отвечает за интерфейс с пользователем (а может быть, и ту часть программы, которая реализует прикладную логику), а функции обработки данных оставить на центральном компьютере? Таким образом, система стала распределенной – одна ее часть выполнялась на центральном компьютере, другая — на персональном, который был объединен в сеть с центральным. Появилась исключительно удобная и естественная парадигма "клиент-сервер" — модель взаимодействия компьютеров и программ в сети. Высокими темпами стали развиваться средства разработки приложений в архитектуре "клиент-сервер", которыми сейчас мы пользуемся для реализации информационных систем. Начались дискуссии о том, какие функции выполнять на клиенте, какие на сервере, появилось понятие "толстый" и "тонкий" клиент и так далее (все это хорошо известно по многочисленным статьям и нет нужды пересказывать эту историю).
Однако архитектура "клиент-сервер" в том виде, в каком она описана выше, имеет два существенных недостатка, видимых даже при поверхностном анализе. Сравним ее с централизованной архитектурой мэйнфреймов. В последней абсолютно ВСЯ информационная система находится на центральном компьютере. На рабочих местах стоят простейшие устройства доступа, дающие возможность человеку управлять процессами в информационной системе. Ни малейшего элемента информационной системы на рабочих местах нет — ни единой строки кода, ни одного файла, ничего. Все процессы происходят на центральной машине, с которым устройство доступа общается посредством максимально простого протокола (передаются экраны и коды нажатых клавиш на пульте), аппаратно реализованного в устройстве доступа. Здесь мы имеем выраженную в концентрированном виде идею "системы, поставляющей информацию".
Вовсе не так устроена жизнь в традиционных системах "клиент-сервер". В любой модели, в любом варианте ее исполнения, тот или иной элемент информационной системы присутствует на компьютере-клиенте. Рассмотрим эту проблему более подробно, ввиду ее важности для последующего изложения.
Традиционные системы "клиент-сервер" — это системы, поставляющие данные, или, для краткости, D-системы.
Они характеризуются следующими чертами:
D-системы обладают рядом неприятных качеств.
Во-первых, такую систему трудно администрировать. Сложно представить себе действия администратора, которому нужно обновить программу на 10 тысячах ПК, большая часть которых находится в других городах, странах и даже на других континентах. Ситуация усугубляется неоднородностью компьютеров на рабочих местах. Хорошо известно, что термин "IBM PC-СОВМЕСТИМЫЙ компьютер" определяет огромное, пестрое, разношерстное семейство семейств с плохо прогнозируемым поведением. Очевидно, что в крупных компаниях с большим числом рабочих мест исключительно сложно добиться выравнивания характеристик компьютеров (если только не предположить, что все они приобретены у одного поставщика, и выпущены один за другим). Нет никаких гарантий, что новая редакция программы будет одинаковым образом работать на всех машинах компании.
Во-вторых, нетрудно видеть, что современный ПК весьма уязвим для непродуманных или злонамеренных действий работающего на нем человека. Он может быть надолго выведен из строя разного рода манипуляциями с файловой системой, правкой конфигурационных файлов, установкой новых пакетов (не говоря уже о тривиальных вирусах). Потеря работоспособности машины в большинстве случаев вызывается вполне естественными причинами — ленью, небрежностью, забывчивостью, любопытством или глупостью. Вообще, современный персональный компьютер в его классической конфигурации, характеризуемой локальной файловой системой, локальной загрузкой операционной системы, и т.д. представляет для администратора информационной системы источник постоянного беспокойства и опасений.
Персональные компьютеры сложны в конфигурировании и в поиске неисправностей, на них работают разнородные приложения, что существенно усложняет обслуживание. Практика показывает, что сопровождение ПК оказывается очень дорогостоящей операцией. Средняя стоимость обслуживания одного персонального компьютера составляет от 3 до 7 тыс. долларов в год. Здесь учитываются затраты на приобретение новых версий программных продуктов, стоимость рабочего времени на обслуживание, дополнительные средства для администрирования. Цифра в несколько тысяч долларов считается очень хорошей. Компания должна содержать значительный штат специалистов, обслуживающих персональные компьютеры. Цифра 2 — 3 тыс. в год на обслуживание одного ПК достигается далеко не на тех конфигурациях, к которым мы все привыкли, когда данные расположены на локальных дисках. Этот результат достигается применением всех возможных мер, включая расположение данных на сетевых дисках, унификацию программных и аппаратных средств, разнообразные специальные средства управления, средства динамической конфигурации и т.д. И тем не менее стоимость обслуживания оказывается очень высокой.
D-система — это часто система легко уязвимая и плохо администрируемая. Парадоксально, но такая система теряет и в открытости — ведь для того, чтобы подключиться к информационной системе, необходимо иметь компьютер со специальными характеристиками и предустановленной программой, составляющей фрагмент информационной системы. Значит, в случае его поломки мы не сможем попросту заменить или отремонтировать его как устройство доступа — мы должны выполнить сложные процедуры связывания и согласования данного фрагмента информационной системы с основной ее частью, функционирующей на сервере. И, в любом случае, общение клиента и сервера будет происходить по закрытому протоколу, специфичному для данной информационной системы.
Тяжкий груз проблем в традиционных системах "клиент-сервер", которые по своей сути являются D-системами, снимается в системах новой архитектуры, которые сконцентрировали и объединили в себе лучшие качества централизованных систем и традиционных систем "клиент-сервер".
Они отличаются следующими чертами:
Будем называть для простоты такие системы I-системами. По сути, они и есть системы Интранет. Таким образом, на новом витке спирали мы возвращаемся к идеям, воплощенным ранее в мэйнфрэймах, но уже на качественно ином уровне. Рабочее место представляет собой простое универсальное устройство. Фактически, это графический терминал для потребления информации — сетевой компьютер, снабженный специализированным программным обеспечением — программой навигации. Вся потребляемая информация порождается на сервере. Доступ к информации осуществляется через одну и ту же программу, не требующую локальных данных. Устройство на рабочем месте целиком настраивается из центра и нет необходимости выполнять какие-то действия по его конфигурированию. Если с устройством что-то происходит, то действия становятся теми же самыми, какими они были на мэйнфрэйме. Одно устройство выключается, приносится другое, включается и работа продолжается.
Основное свойство системы Интранет — это, в первую очередь, централизованное управление, причем не только серверной частью, но и рабочими местами. Сегодня уже можно говорить о централизованном конфигурировании каждого рабочего места, что на несколько порядков упрощает и удешевляет администрирование информационной системы.
Для упрощения администрирования системы мы совершили три действия. Во-первых, мы сделали рабочие места универсальными, во-вторых, мы их сделали их очень простыми, в-третьих, мы предусмотрели централизованное управление серверным оборудованием и рабочими местами. Вообще говоря, мы перешли к I-системе.
В таких системах сравнительно просто решается вопрос информационной безопасности. Проблема безопасности сложна в первую очередь не тем, что сложны сами по себе задача и каждая отдельная подзадача обеспечения информационной безопасности, а тем, что задач много и они исключительно разнообразны. В D-системах очень сложно обеспечить комплексное решение с одинаковым уровнем надежности, перекрывающее всю информационную систему. Все дело в том, что имеются разнообразные компоненты, разнородные задачи, различные уровни — от системно-технического до прикладного.
Когда мы переходим к технологии Интранет, мы резко упрощаем себе задачу.
Во-первых, значительная, большая часть ресурсов централизована. Централизованными ресурсами не только легче управлять, но их и легче защищать.
Во-вторых, внешние интерфейсы оказываются унифицированными, стандартными. Способов взаимодействия удаленного рабочего места с центральным сервером оказывается очень мало. Не нужно более заботиться о десятках или даже сотнях приложений и для каждого из них решать задачу защиты взаимодействия клиента с сервером. Достаточно обеспечить стандартное решение для одного рабочего места, которое и будет стандартным для всех. Вопросы информационной безопасности в Интранет детально рассматриваются в выпуске "Информационная безопасность в Интранет".
После того, как вы централизовали данные, у вас появилась новая возможность тиражировать их в разные точки организации для того, чтобы решать дополнительные задачи, которые возникают в большой информационной системе с целью повышения производительности и надежности, в первую очередь. Технология тиражирования информации позволяет кардинально решить вопрос о надежности информационной системы за счет дублирования и раздельного хранения важной информации.
Появление систем Интранет знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения) и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов. Процесс движения к открытым стандартам набирает скорость — коммерческие реализации ключевых компонентов информационных систем, таких как средства управления ИС, электронная почта, телеконференции очень быстро переходят на существующие открытые общепризнанные протоколы.
Производители программного обеспечения сегодня уже не пытаются противопоставить свои закрытые корпоративные решения решениям на основе открытых стандартов, объясняя, что их решения более функциональны или удобны. Эти аргументы рынок перестал воспринимать. Наступает следующий этап, когда они говорят о миграции к открытым стандартам, утверждая, что завтра лучшая функциональность будет достигнута уже на базе открытых стандартов, и вот тогда победа будет за ними. Уже никто не планирует удерживать плацдарм своего закрытого стандарта.
Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня лидируют и фактически стали стандартами де-факто информационных систем:
В своей программной статье от 11 июня 1996 Марк Андриссен пишет, что стратегическим направлением движения в области Интранет является так называемый полнофункциональный Интранет (FSI — Full Service Intranet) в том виде, как он был определен в докладе Forrester Research.
FSI — способ использования стандартных технологий Интернет для построения богатых, полнофункциональных, всеобъемлющих сред для совместного использования информации, для коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опирающейся на сеть.
В настоящий момент в Интранет разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft BackOffice.
Модель FSI описывается в терминах сервисов (services). Они предоставляются различным программным обеспечением, но, будучи независимыми от платформы, и основываясь на открытых стандартах, образуют вместе целостную сетевую компьютерную инфраструктуру. Существует два вида сервисов – пользовательские и сетевые. Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основных типа:
К сетевым сервисам относятся:
Приложения FSI делятся на три группы:
Проблема современных систем заключается в том, что одна и та же справочная информация может храниться в нескольких местах, в личных справочных подсистемах. Каждая прикладная подсистема нередко создает для себя некоторую справочную службу, в которой хранит информацию о людях, о ресурсах, о правах доступа и т.д., а вот единой интегрированной справочной службы в существующих ИС, как правило, нет.
Интранет позволяет создать единую справочную службу, которая будет отвечать за хранение и управление всей справочной и конфигурационной информацией, информацией о людях, о вычислительных и других ресурсах организации. А далее, используя принцип тиражирования, собрав всю информацию в центре, вы можете разместить ее в несколько других точек, с тем, чтобы отказ одного из серверов, хранящих справочную информацию, не привел к остановке системы.
Важным сервисом является поиск и навигация по информации. Для сетей типа Интранет этот сервис оказывается ключевым. Дело в том, что в традиционных системах важной была сама возможность доступа к информации. В системах Интранет главное уже не это.
Каждый пользователь Интранет реально имеет мгновенный доступ к информации как только она появляется в сети, разумеется при наличии определенных прав доступа. Вопрос о том, чтобы иметь доступ к информации не ставится. Вопрос в другом, информации становится настолько много, что огромное время уходит на поиск нужной информации. Поэтому задаче поиска информации и навигации по информационному полю уделяется огромное внимание. Без адекватного решения этой задачи сети Интранет могут перейти в состояние коллапса, сами себя задушить.
Еще одна группа сервисов — прикладные сервисы (их еще часто называют приложениями Интранет). Уже сейчас многие компании снабжают свои прикладные системы Web-интерфейсом, что позволяет напрямую интегрировать их в системы Интранет.
В заключение несколько слов о том, к чему сегодня идет эта технология. В целом тенденции развития систем Интранет таковы:
Как уже говорилось выше, чтобы облегчить и упростить поиск информации в системах Интранет, необходимы интеллектуальные системы сетевого поиска. Как правило, данные поступают из разных источников, из разных компьютеров, расположенных в разных местах сети, и актуален вопрос поиска информации по всем этим источникам.
Появление феномена технологии Java означает на практике, что в ближайшее время от статических экранов, которые характерны для существующей Web-технологии, мы перейдем к реальным динамическим системам, когда на экране мы будем получать тот интерфейс и в той динамике, с которой мы привыкли работать на ПК.
Концепция универсального клиента привела естественным образом к появлению такого средства, как сетевой компьютер. Фактически это новая версия терминала, компьютер, который будет обеспечивать доступ к информационной системе согласно небольшому набору стандартных протоколов, характерных для сети Интернет. На нем будет исполняться только одна программа – программа-навигатор.
Заслуживает внимания еще одна важная тенденция. Интерфейс навигаторов начинает "выдавливать" интерфейс операционных систем. На сегодня можно констатировать, что процесс в этом направлении стал практически необратимым. Интерфейс, появившийся в навигаторе, по сути становится новой парадигмой взаимодействия человека с компьютером, новым интерфейсом рабочего места, вне зависимости от того, с каким программным обеспечением пользователь имеет дело — операционной системой, СУБД или чем-либо еще.