root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книги › Культурология [15]
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 17.04.2024
Всего запросов: 2108
«95 Тезисов» были той спичкой, которая разожгла пожар Реформации. В 13-14 вв. в католицизме была выработана концепция «сверхдолжных заслуг», закрепленная буллой папы Климента VII «Unigenitus» («Единородный» [Сын Божий...]) По ней дела благочестия, совершенные при жизни святыми в количестве, провосходящем некий минимум, необходимый для вхождения в Царство Небесное, формируют своего рода «общий фонд» благодати, которой могут распоряжаться папа или иные священники по папскому благословлению. Из этого со временем была выведена идея индульгенций, то есть отпущений грехов не по личному покаянию и исповеди грешника, а односторонним решением папы – как бы прямым действием этой благодати из папского общака. Это, в свою очередь, по учению римско-католической церкви, сокращало время пребывания души в Чистилище, или вовсе освобождало ее оттуда. Индульгенция не освобождала от грехов как таковых, но снимала обязанность во их искупление читать молитвы, ходить в паломничества – то есть фактически продавала прощение, в том числе авансом. Ее действие распространялось не только на прошлые грехи покупателя, но и на будущие, и даже на покойников.
Дата добавления: 07.07.2017
Последний запрос: 17.04.2024
Всего запросов: 223
Есть вещь, сделать которую – как бы важно это ни было – ни бастующие студенты, ни восставшие горожане, ни активисты движения глобального протеста никогда не смогут: оккупировать футбольное поле в воскресенье.
Сама по себе идея звучит иронично и абсурдно; расскажите о ней на публике, и вам рассмеются в лицо. Предложите ее всерьез, и вас будут избегать как провокатора. Не по той очевидной причине, что, пока толпа студентов будет швырять коктейли Молотова в полицейские джипы, из-за законов, потребности в поддержании национального единства и государственного престижа будет убито не более сорока студентов; а потому, что нападение на спортивную площадку неизбежно повлечет за собой кровавую расправу над напавшими, истребление всех их без разбора почтенными гражданами, объятыми ужасом и негодованием.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 19.04.2024
Всего запросов: 3759
Двумя главными, определяющими обстоятельствами российской истории является то, что рядом, в соседнем регионе, на Западе уже пять столетий идет важнейшая в новой истории мира революция во всех сферах человеческого бытия; в то же время Россия, при всех поворотах ее исторического существования, участвовала в этом заглавном мировом феномене лишь частично. Но при этом она не попала в политическую зависимость от региона-авангарда. Россия – единственная незападная страна, которая никогда не была колонией Запада.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 20.04.2024
Всего запросов: 456
Преступный мир рождает свой этос, в котором легко узнать этос воина-варвара. В него входят: культ физической силы, презрение к боли и смерти, презрение к карам, которыми общество грозит преступнику; обладание оружием как атрибутом полноценного мужчины, презрение к мужику, пахарю, «фраеру», т. е. человеку цивилизации, в трудах зарабатывающему хлеб насущный; жгучую ненависть к «ссучившимся», т. е. предавшим воровской мир и перешедшим на сторону государства. Настоящая, достойная мужчины жизнь – жизнь воровская, т. е. жизнь хищника. Высшая моральная доблесть состоит в верности воровскому закону, в презрении к карам и «ментам» – противостоящим вору агентам государства.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 11.04.2024
Всего запросов: 328
«Война – это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать».
Дата добавления: 21.07.2017
Последний запрос: 08.04.2024
Всего запросов: 181
Некоторые этические проблемы стали для меня прозрачнее после того, как я продумал некоторые проблемы семантики – только не беспокойтесь из-за того, что говорят, будто выражаемся мы сложно; вероятно, те, кто говорит это, приучены думать чересчур просто по вине средств массовой информации с их «откровениями», по определению предсказуемыми. Пусть же привыкают мыслить более сложно, ибо не просты ни тайное, ни явное.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 18.04.2024
Всего запросов: 1056
Конфуций за 90 минут
Paul Strathern (перевод С. Чечулина)
Конфуций – серьезный претендент на звание самого влиятельного человека в истории, и, к счастью, он оставил нам в наследство свою философию, туманную и скучноватую. Оставленное им собрание благонравных штампов, эксцентричных афоризмов и полузагадочных анекдотов должно было стать идеальной философией государственных служащих. Таковая была его основной целью.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 15.04.2024
Всего запросов: 384
Существует априорное неприятие хода мысли, которая стремится искать источники трагических и остро негативных явлений внутри собственной культуры, в природе своего народа. Так устроена любая культура. Я культуролог, и преодолевать ценностные барьеры любой культуры – моя профессия. Всякая культура устроена таким образом, что формирует человека, который в ней воспитан, в лояльности к себе самой. Причем, чем более важные сущностные основания в этой культуре, тем более они априорны и не подлежат осмыслению. Скажем, живет человек кочевником, и знает, что настоящий человек, настоящий мужчина должен ездить в седле, а эти черви, которые там, в земле копаются – люди второго сорта, и по другому быть не может. Если же он будет воспринимать мир по другому – то перестанет быть кочевником. А, скажем, скифы панически боялись воды, они жили в степях, а море было для них местом смерти – так мир устроен.
Дата добавления: 23.07.2017
Последний запрос: 15.04.2024
Всего запросов: 166
Иммиграцией называется переезд кого-либо (или даже многих, но в числе статистически нерелевантном) из одной страны в другую (примеры: итальянцы или ирландцы иммигрировали в Америку или турки в нынешнее время – в Германию). Феномены иммиграции могут быть проконтролированы политическими средствами, ограничены, поощрены, запрограммированы или приняты как данность.
С миграциями все обстоит иначе. Бурные или мирные, они всегда как стихийные бедствия: случаются, и ничего не поделаешь. В ходе некоторых миграций представители целого народа постепенно переселяются из одного ареала в другой. И не столько значения имеет, какое их число осталось на исходной территории, сколь важно, в какой мере они переменили культуру на территории прибытия. Известны великие миграции с востока на запад, тогда народы с Кавказа повлияли и на культуру, и на биологическую наследственность западных наций. Известны миграции так называемых «варваров», которые наводнили Римскую империю и породили новые царства и новые культуры, прозванные «романо-варварскими» или «романо-германскими». Состоялась европейская миграция на американский континент, как от восточного берега вдаль и вдаль, до самой Калифорнии, так и от Карибских островов и Мексики на юг и на юг, вдоль до самой Огненной Земли. Хотя отчасти это заселение и программировалось политически, я все же именую его миграцией, потому что белые, приехавшие из Европы, не переняли обычаи и культуру местных, а основали новое общество, к которому даже местным (тем, кто остался жив) пришлось адаптироваться.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 20.04.2024
Всего запросов: 1268
Нательная роспись
Дмитрий Стахов
Чезаре Ломброзо, в середине ХIX века изучавший психологию преступников, осмотрев почти 4 тыс. заключенных и 5 тыс. солдат, сосчитал, что число татуированных среди них было около 8 процентов. Не так уж и много, если иметь в виду специфику контингента. Татуировка была знаком маргинальности, а маргиналов, по свидетельствам социологов, в любом обществе от 6 до 15 процентов. Нынешняя мода на тату – явление, вероятнее всего, временное и не говорит напрямую о социальных проблемах, скорее о широком распространении молодежной субкультуры. Да и мир стал другим. Татуировки давно перестали быть ритуальными. Они уже не несут в себе, за исключением замкнутых сообществ (преступный мир, отчасти военные, моряки), четкой социальной информации. И хотя нагружены многими смыслами, зачастую непонятными, по большей части рассматриваются как чистое искусство украшения тела. Носители татуировок в наше время могут быть вполне респектабельными членами общества.
Дата добавления: 22.07.2017
Последний запрос: 10.04.2024
Всего запросов: 191
О прессе
Умберто Эко
Функция четвертой власти – несомненно, контролировать и критиковать три традиционных вида власти (имеются в виду власть политическая, власть экономическая и власть партий и профсоюзов). Такое, опять же, возможно лишь в свободном государстве, где критика не наделяется репрессивной функцией. Средства массовой информации влияют на политическую жизнь страны, лишь формируя общественное мнение. В то же время и традиционные виды власти контролируют и критикуют масс-медиа лишь через посредство тех же масс-медиа, в противоположном случае вмешательство властей является санкцией, исполнительной, законодательной или судебной; а это может происходить, только когда масс-медиа нарушают правопорядок или расшатывают политическую или государственную стабильность.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 04.04.2024
Всего запросов: 206
Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения.
Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики.
Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора – делать дело!
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 18.04.2024
Всего запросов: 299
В основу этой статьи положена речь, которую я произнес на международном симпозиуме «Культура, культурные изменения и экономическое развитие». В этом симпозиуме принимали участие как российские, так и зарубежные учение экономисты, социологи и культурологи с мировыми именами, среди которых было несколько лауреатов Нобелевской премии. Конечно, для меня было откровением пообщаться с моими кумирами, я бы сказал учителями в области культурологии – американцем Лоуренсом Хариссоном и аргентинцем Мариано Грондона. Я во многом сформировал свое понимание судьбы моей страны под влиянием их работ и, конечно, работ ушедшего от нас профессора Самуэля Хантингтона. Сам факт, что в Москве собрались выдающиеся ученые, чтобы обсудить влияние национального менталитета на экономическое и политическое развитие России событие выдающееся, и состоялось оно благодаря усилиям и настойчивости нашего замечательного экономиста, директора Высшей школы экономики – Евгения Ясина. Я дорожил своим присутствием на этом собрании хотя бы потому, знал, что смогу почерпнуть много мудрых мыслей, которые впоследствии буду выдавать за свои собственные.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 11.04.2024
Всего запросов: 451
В последние 12 лет устойчивый интерес к отечественной истории превратился в константу общественного сознания. Это стало особенно заметно после того, как поблекла сенсационность закрытых тем. Историческая публицистика уступает наконец место научному осмыслению. При этом особенно остро чувствуется потребность в концептуально свежих работах систематического и обобщающего характера. В достаточно широком ряду публикаций последнего времени обращает на себя внимание книга В. Хороса «Русская история в сравнительном освещении». Жанр этого сочинения обозначен как «пособие для учащихся старших классов гимназий и лицеев с углубленным изучением истории», и автор выдерживает жанровые требования. Но значение книги выходит за рамки учебника. Ибо в ней заявлена концепция не просто новая, но революционная для традиционного видения отечественной истории.
Дата добавления: 26.02.2016
Последний запрос: 17.04.2024
Всего запросов: 718
Отношение к власти, концепция власти – один из фундаментальных, структурообразующих элементов любой культуры. В сцеплении с другими элементами он выражает системные качества. В истории есть несколько концепций власти, которые модели власти по разному структурируют. Мне представляется продуктивным рассмотреть власть через две крайние модели – власть как социальный институт и власть как сакральная сущность. Понятно, что любая реализуемая в истории власть в обществе несет в себе какие-то элементы сакральности. Но она может переживаться по преимуществу либо как социальный институт, либо как сакральная сущность. Все реализовавшиеся в мировой истории модели располагаются между этими полюсами. Мне представляется, что переживание власти как сакральной сущности – один из самых устойчивых элементов нашего традиционного сознания.