Мертвечина

В память о В. И. Новодворской

Сергей Александрович Караганов – член «Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека». Однажды, выступая на радио, он позволил себе весьма откровенное заявление.

В этих словах не просто правда, но вся красота раскровения. Несмотря на глубину осознания преступного характера организации, в Сергее Александровиче не сработали какие-либо внутриличностные препятствия, удержавшие его от пагубного пути. И, судя по стилю заявления, он не считает отсутствие этих внутриличностных барьеров пороком или уродством. Если преступление столь выгодно, какие могут быть сомнения?..

Эпизод с Карагановым побуждает заняться абстрактными построениями. Какие именно качества личности могли удержать от вступления в КПСС человека, озабоченного успешной самореализацией?
В голову приходят 3 пункта: от разума, от морали, от социальной позиции.

1. Партия настойчиво внедряла в сознание людей представление о коммунизме как неизбежном будущем человечества. Если эта абсурдная утопия оскорбляла разум уважающего себя интеллектуала, то он не вступал в партию.
2. РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС – террористическая организация. Красный террор, массовые репрессии, подавление инакомыслия. И внешняя, и внутренняя политика проводились с позиции силы. Если человек испытывал моральное отторжение от практик неправового насилия в отношении невинных, и не хотел разделять историческую ответственность за террор, то он не вступал в партию.
3. Партия являлась машиной управления обществом. Каждый был деталькой. У абсолютного большинства не было возможностей личного влияния на партийную машину. Несанкционированные социально-политические инициативы не допускались. Широкие неформальные связи выглядели подозрительно. Если человеку претила роль детальки без шанса на самостоятельную инициативу, то он не вступал в партию.

Таким образом, КПСС состояла из амбициозных людей:
– чей разум не оскорбляла абсурдная, утопическая модель будущего;
– не испытывавших морального отторжения от практик неправового насилия над невинными;
– не имевших склонности к самостоятельным социально-политическим инициативам.
Такая вот порода...

В английском языке есть слово истеблишмент (establishment – учреждение, установление, основание). Кроме прочего, оно означает людей, чья деятельность предопределила развитие их обществ на поколения вперёд. Эти люди положили начало успешно развивающимся социально-историческим проектам. В чём секреты истеблишмента? Каковы качества этих людей?
В голову приходят 3 пункта: от разума, от морали, от социальной позиции.

1. Они руководствуются рациональными, реалистическими представлениями об обществе и путях его развития.
2. Всегда заботятся о моральных основах принимаемых решений. Аморальные действия – мина под любой общественный проект.
3. Обладают развитым инстинктом власти. Власть истеблишмента проявляется не столько через контроль и управление, сколько через создание жизнеспособных общественных институтов. Они не образуют, и не поддерживают формирований, парализующих инициативы своих участников.

Элита СССР обладала противоположными качествами. Скоротечное банкротство советского коммунистического проекта подтвердило антиисторический характер этой элиты. Коммунисты двигали страну в исторический тупик, извлекая из этого движения личные выгоды.

Драма современной России в том, что основа её «политического класса» состоит из продуктов многолетней отрицательной селекции. Несмотря на различные роли в системе, бывшие советские коммунисты социально близки и полны взаимопонимания. И пока это так, никаких внятных перспектив у России не просматривается...

Живому тормоз мертвечина. И в этом – корень всех проблем!