root.elima.ru
Мертвечина
Статьи и книгиАнтропология и социология

Социальные инстинкты человека

Социальный инстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода – базовые, они обеспечивают физическое выживание особи и вида. Специфические человеческие инстинкты – исследовательский инстинкт и инстинкт свободы – служат первичной специализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства – самоутверждению и самосохранению человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей. Можно выделить 7 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Эгофильный тип. Доминирует самосохранение. С раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, к обострённой сбиотической связи с матерью (ребёнок не отпускает от себя мать ни на миг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении неизвестного, эгоцентричность. Кредо - "безопасность и здоровье превыше всего". Эволюционная целесообразность наличия такого типа людей заключается в том, что сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин "тяжёлого характера", которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусливость.

Генофильный тип. Доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы фиксированны на семье, такой ребёнок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Их кредо – "интересы семьи превыше всего", "мой дом – моя крепость". Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Альтруистический тип. Доминирует инстинкт альтруизма. С детства проявляется доброта, заботливость к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, – это люди-альтруисты. Кредо - "доброта спасёт мир", "доброта превыше всего". Эволюционное значение для интересов вида такого типа людей очевидно.

Исследовательский тип. Доминирует инстинкт исследования. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всём добраться до сути, бесконечные вопросы "почему?". Такие дети не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты . В конце-концов из них, чем бы они не увлекались, вырастают творческие личности. Великие путешественники, изобретатели, учёные – люди этого типа. Кредо – "творчество и прогресс превыше всего".

Доминантный тип. Преобладает инстинкт доминирования. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать волю для её достижения, разбираться в людях и вести их за собой, деловитость. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Кредо – "дело и порядок – превыше всего", "будет хорошо всем – будет хорошо каждому". Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и "тяжёлые характеры" самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

Либертофильный тип. Доминирует инстинкт свободы. Уже в в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения свободы растёт вместе с ним. Преобладающие качества – стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо – "свобода првыше всего". Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они – хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим – и хранители жизни.

Дигнитофильный тип. Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребёнок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Это тот случай, когда с ребёнком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьёй. Кредо – "в нашем роду не было трусов и подлецов!", "честь превыше всего!". Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они – хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.